Дорогой газ: бьет, но не всех

Намеченное на октябрь повышение тарифов на природный газ может снизить конкурентоспособность латвийских предприятий и даже довести их до банкротства — это прогноз от президента Latvijas gāze Адриана Дависа.

Уже отреагировал Liepājas Metalurgs — для них рост тарифов означает сокращение прибыли на 8 миллионов латов в год и замораживание зарплат. С другой стороны, есть компании, которым газ не так важен.

Металл и помидоры — первые жертвы

Повышение тарифов на природный газ ощутимей всего ударит по латвийским предприятиям, которые используют газ для технологических нужд, — Liepājas Metalurgs и тепличные хозяйства, сообщает г–н Давис газете Dienas Bizness.

“Крупнейшим потребителем газа для технологических нужд является предприятие Liepājas Metalurgs. При таких ценах на газ речь идет о конкурентоспособности — будет ли Liepājas metalurgs конкурентоспособным, учитывая его производительность. Надеюсь, что это предприятие сможет конкурировать на рынке, однако столь большой прибыли, которая у него была в прежние годы, больше не будет. Она сократится из–за роста издержек”, — сказал Давис.

В качестве примера Давис упомянул и стекольное предприятие Livanu Stikls, которое стало банкротом по причине роста тарифов. “Около 60% себестоимости его продукции составлял газ. Наиболее неприятна ситуация у латвийских тепличных хозяйств, использующих газ, — себестоимость продукции у них сильно вырастет. Вопрос в том, сможет ли их продукция — огурцы, томаты, цветы — конкурировать с продукцией, привозимой из Польши, Дании, Голландии и других стран, субсидирующих сельское хозяйство”, — сказал Давис.
Он допускает и возможность банкротства этих предприятий, поскольку в Латвии садоводческие комплексы не столь современны, как во многих странах Европы.

Дорогой газ? Минус 8 миллионов!

Со своими подсчетами в пятницу выступило руководство “главного пострадавшего” — компании Liepājas metalurgs. Как поясняют эксперты компании, это обойдется им ростом расходов на 8,5 миллиона латов. А это, как указано в тексте обращения, перечеркивает планы по увеличению зарплат рабочим — такой возможности больше нет. Отметим, что в прошлом году прибыль компании составляла чуть более 16 миллионов, и при таких показателях дорожающий газ отнимал практически половину чистого заработка.

Однако прошлый год — это прошлое, и 16 миллионов латов прибыли оценивались сторонними экспертами как на удивление хороший показатель. На рынке не раз озвучивалась информация, что такая прибыльность — разовый случай и что с подорожанием газовых тарифов ситуация станет по–настоящему тревожной. И она действительно тревожна, если учесть, что за первые 3 месяца этого года прибыль уже существенно скромнее — 822 тысячи латов. Это вдвое меньше прошлогоднего показателя за первый квартал. Если так пойдет и дальше, дело может закончиться минусами, и тогда действительно прав глава Latvijas gāze: передел прибылей от латвийской промышленности к газовому монополисту может привести к тому, что последний… потеряет клиентов.

Остается лишь напомнить, что, согласно плану реконструкции производства LiepАjas Metalurgs, в ближайшие годы акционеры намерены сменить старые мартеновские печи, работающие на дорожающем газе, на новые, работающие на электричестве. Возможно, этот вариант спасет крупнейшее металлургическое предприятие Балтии от банкротства. Однако и электричество не такая уж панацея: оно дорожает вслед за газом. Хотя варить сталь и чугун на нем все же выгоднее, не говоря уже о том, что современное западное оборудование в любом случае потребляет меньше энергии, чем 40–летние мартены.

Газовая станция? Это вопрос…

Еще одна дилемма — это вопрос о строительстве новой газовой электростанции, которое было запланировано правительством. С новыми расценками выгода такого мероприятия существенно снижается, о чем некоторое время назад заявил и премьер Ивар Годманис.

По словам премьера, правительство не будет против, если газовую электростанцию строили бы частные инвесторы на свои деньги. Правительство помогло бы с земельным участком, чтобы впоследствии бизнес продавал свое тепло на рынке. Однако тратить на это государственные ресурсы с учетом выросших газовых тарифов — это, по Годманису, нецелесообразно. Пока государственные деньги предполагается направить на альтернативные источники энергии, например, на уголь. “С таким ростом тарифов я сам себе не могу логически доказать, что дополнительные газовые мощности были бы оправданы” — сказал Годманис.

Как ни странно, в Latvijas gāze считают так же: после удорожания газа экономическая выгода строительства новой электростанции на газе становится сомнительной, сказал в интервью газете “ДB” Андриан Давис. “Европейские потребители, которые намного состоятельнее, чем мы в Латвии, сегодня очень обеспокоены резким ростом цен, поскольку никто не ожидал, что он окажется столь большим. И прогнозы на будущее тоже очень мрачные”.

В этой ситуации под вопросом остается второй энергоблок Latvenergo, о котором уже в принципе было принято решение, что он будет работать на газе. “Для LG это был бы очень большой и нужный потребитель. С нынешними ценами на газ вырабатывать электричество в режиме конденсации очень дорого. Может оказаться, что произведенная в режиме конденсации электроэнергия не сможет конкурировать с той, что Latvenergo сможет закупать в России, Эстонии или на Украине. Только, естественно, Latvenergo выберет наиболее дешевый вариант”, — прогнозирует Давис.

Он подчеркнул, что в связи со столь высокими ценами предприятия теплоснабжения начнут экономить газ, и может случиться, что в сельских районах — в Прейльском, Даугавпилсском, Екабпилсском — такие предприятия могут перейти на щепу. Но и ее цена вырастет. “Такие альтернативные топочные ресурсы не являются выходом из нынешней ситуации дороговизны — для них также нужны огромные инвестиции. Такой шаг даст возможность не столь сильно зависеть от одного поставщика, от одного вида топлива — газа. При этом нельзя сказать, что это будет дешевле газа”, — сказал Давис. Зато щепа — это свое. Такой эрзац энергетической независимости.

Газ и потребление

Латвийский монополист Latvijas gāze — это не только пылесос, вытягивающий десятки миллионов латов из латвийской промышленности в свой карман. Можно вспомнить о другом перераспределении: из карманов рядового латвийского потребления. Ведь в условиях остановившегося роста зарплат лишние деньги за газ и тепло — это то, что потребители не потратят на еду, одежду и отдых. То есть еще одно снижение внутреннего спроса на что–то, выходящее за пределы оплаты коммунальных платежей. Осенью этот эффект будет виден, а пока…

Снижения покупательской способности посетителей латвийских магазинов не ощущается, но видно, что все большее внимание они обращают на цену продуктов, признали опрошенные агентством BNS торговцы. Представитель сети магазинов Elvi Винета Григане признала, что в результате сложной экономической ситуации в стране в торговле также однозначно ощущаются изменения.

“Это связано с тем фактом, что жителям все большую часть своего дохода приходится направлять на покрытие ежемесячных платежей. По нашим наблюдениям, по этой причине наши клиенты стали обдуманнее совершать покупки в магазине. Сейчас люди при совершении покупок больше внимания обращают на цены, чаще выбирая акционные товары и товары со скидками”, — сказала она, добавив, что все реже совершаются импульсивные покупки.

Для удовлетворения спроса покупателей на дешевые продукты питания в магазинах Elvi введена марка Marite, которой обозначены более дешевые продукты питания повседневного спроса. “О желании людей сэкономить свидетельствует и то, что интерес к продуктам Marite возрос. Объем продаж продуктов Marite в этом году вырос в несколько раз”, — указала Григане.

Представитель компании розничной торговли Rimi Latvija Зане Эниня также указала, что в магазинах Rimi не ощущают снижения покупательной способности посетителей. “Акционные предложения покупатели используют в первую очередь для приобретения пролуктов питания первой необходимости”, — сказала она.

По словам Энини, сейчас, когда людям приходится больше экономить, все больше возрастает число покупателей в принадлежащих Rimi Latvija магазинах низких цен Supernetto. Примерно такая же политика наблюдается и в сетях Maxima, что неудивительно: экономические условия для всех торговцев одни, и возможные решения — тоже. Цены — ниже, акций — больше.

А кому не страшно?

— Для нас рост газовых тарифов — это не проблема: их удельный вес в общих расходах составляет примерно 3%, — говорит глава сборщика электроники Hanzas Elektronika Илмар Османис. — Это скорее волнует наших работников, о газе и других бытовых проблемах говорят больше они. И проблемы в нашей отрасли другие. Слабый доллар — это плохо. Но тут условия одинаковы и у наших европейских конкурентов. Выросшие ставки по кредитам в евро — тоже плохо, но это тоже одинаково касается всех.

Нас куда больше волнует цена на рабочие руки, ведь два года назад мы исходили из предположения, что зарплаты будут расти по 15% в год. А они за последние два года фактически росли по 30%. Вот это задевает. Но теперь в экономике сложности, и мы видим, что кривая роста зарплат вернется к нашему среднесрочному предположению про 15% роста в год — значит, еще года два зарплаты вряд ли будут расти.

Но немного отвлечемся от газовой темы, тем более что повод есть: Hanzas Elektrоnika в текущем году планирует отработать с оборотом в 27 миллионов латов, тогда как в прошлом году он равнялся примерно 5 миллионам. Откуда такой план — вырасти в 5 раз, тем более в нынешних условиях? Для полной ясности нужно вспомнить конец прошлого года, когда Hanzas Elektronika приобрела шведского коллегу Elektomekan i Arjang, пятого по обороту отраслевика в Швеции. За 3,8 миллиона евро. Планы роста — оттуда, за счет объединения.

— Полгода назад я говорил, что для нас это будет интересный опыт, так оно и оказалось, — смеется Османис. — Сейчас главная задача — интеграция двух предприятий в одно целое, однако процесс оказался сложнее, чем мы думали. И не в том дело, что шведы какие–то непонятные. Вроде бы все понятно, но коммуницировать удаленно, на расстоянии, проводить планерки и консультации через “скайп” — это оказывается сложнее, чем мы думали поначалу. Да, есть менеджмент и там, и тут, все владеют английским, более–менее коммуникабельны, но с функциональными людьми — техническими спецами — бывает сложнее. Но ничего, учимся.

Полгода назад мы говорили, что в виде предприятия покупаем билет на шведский рынок, к тамошним клиентам. Вроде как становимся своими. Это удалось: нас приняли положительно, новые большие клиенты из северных стран тоже довольны. В общем, 27 миллионов латов оборота в текущем году — это реально, и мы в этот план пока укладываемся. Жаль, что прибыль сократится, — много средств уходит на взаимную интеграцию двух предприятий. Насколько сократится, сказать пока сложно. Но убытков, думаю, не будет.

Резюме

Газовый тариф в Латвии будет увеличен с 1 октября в среднем на 38%. При этом домашние хозяйства почувствуют рост даже на 50%, а бизнес — в зависимости от объемов потребления.

Автор: Сергей Павлов


Написать комментарий