«Декораторы» по-латвийски

Знаете, уважаемый читатель, сколько за последний год было обнаружено расчлененных трупов в нашей маленькой республике? По меньшей мере 8. А за последний месяц? Уже 4... Последнее тело, "расфасованное" по пакетам, выловили из реки в Елгаве в минувшую пятницу. Что за эпидемия?

В стране эпидемия убийств с расчленением

Различных “криминальных эпидемий” Латвия сейчас переживает сразу несколько. Но с некоторыми все понятно: к примеру, рост краж. В мире кризис, в стране тоже, только похуже. У людей нет денег, люди зарабатывают как умеют. Три-четыре магнитолы в неделю несколько поправят дела молодого безработного. Полкило золота в изделиях снимут проблему выплаты лизингов у экс-осужденного, вышедшего к шапочному разбору “бума недвижимости”. И так далее.

А вот убийства с расчленением трупа – это менее объяснимо. Причем почти в каждом отдельном случае понятно, зачем убийце было распиливать жертву. Необъяснима одновременность и массовость (как, кстати, и с педофилами).

Литературный контекст

В современной масс-культуре “расчлененка” (кошмар любого райотдела, вынужденного заниматься такими “вещдоками”) почему-то имеет ореол чего-то элитарного.

Вот лишь самые яркие произведения последних лет, приписывающие расчленению трупов некие “сверхидеи” :

Роман “Парфюмер” П. Зюскинда: серийный убийца делал из убитых девушек некий “совершенный аромат”.

Х/ф “Семь” Д. Финчера: серийный убийца иллюстрировал таким образом семь смертных грехов.

Повесть “Декоратор” Б. Акунина: серийный убийца избавлял уродливых людишек от их уродливого существования, превращая их в “декорации”.

В жизни, как видим, все проще и куда менее загадочно.

Резня пилой в Латвии-2008

Вот эпизоды (не все, отметим) за неполные 9 месяцев этого года, начиная с самого нового, елгавского.

Как сообщил местный новостной портал Novaja.lv, в пятницу утром в реке Дриксе неподалеку от очистных сооружений обнаружен расчлененный труп женщины.

В полицию о находке сообщили рыболовы, увидевшие в воде человеческую голову. Прибывшие к месту происшествия водолазы Елгавской бригады Государственной пожарно-спасательной службы вытащили из реки ногу и внутренние органы. На берегу найдены окровавленные целлофановые пакеты.

Помощник начальника Елгавского городского и районного управления полиции Иева Сиетниеце подтвердила, что в Дриксе найдены расчлененные останки немолодой женщины. Вызов в полицию поступил в 10.20, и в течение дня на месте происшествия работали оперативники, пожарные и эксперты. Личность покойной устанавливается. Возбуждено уголовное дело.

В Елгаве, как отметила г-жа Сиетниеце, это первый случай обнаружения расчлененного трупа. В неофициальном порядке, по нашей информации, озвучивается следующая версия: убитая стала жертвой обычного ограбления, “расчлененка” же – метод сокрытия тела.

14 сентября в Огрском районе полиция обнаружила контейнер пластмассовый на 240 литров. А в нем – распиленное на части тело мужчины примерно 163 см ростом, 30- 40 лет, в шортах и майке (очевидно, труп еще “летний”).

“Бочка с трупом” была спрятана в 600 метрах от шоссе Кегумс – Яунелгава, примерно на 9-м километре. Причины и обстоятельства убийства пока неизвестны.

Бауский потрошитель Грантиньш и его совершенно неизвестное на самом деле количество трупов. Две свои жертвы – собственную сожительницу и знакомую девушку – он разрезал на очень мелкие части и спрятал по разным местам. Дочь расчленить не успел.

Как стало известно в минувший уик-энд, ему, возможно, вменят и четвертый случай “бесследного исчезновения” девушки из того же района. Вообще же статистика по молодым женщинам, пропавшим и “растворившимся” в Балвском районе с начала года, пока недоступна.

“Фотограф-расчленитель” Марис Мейерс (Мадона). Его предполагаемую “латвийскую” жертву – одну из двух убитых сестер Зайковых – выловили в озере в расчлененном виде летом, спустя несколько месяцев после ее исчезновения. Спустя некоторое время Мейерс, как мы помним, был задержан на другом конце Евросоюза – на Канарских островах, за убийство второй сестры.

“Джек-потрошитель” на Румбуле: 9 мая в одном из садовых домиков на Румбуле-Дарзини 57-летнего ранее судимого мужчину, бомжа, выпотрошили и обезглавили. Спустя две недели полиция поймала и доставила в изолятор 21-летнего молодого человека, совершившего убийство.

Как пояснил убийца (наркоман, бывший на момент ЧП не в себе) – жертве он отпилил голову и вспорол живот. Голову бросил в костер, а внутренние органы раскидал по садовому домику (со слов очевидцев – “сердце в одном углу, печень в другом, кровь по стенам. В общем, Джек-потрошитель без преувеличений”). В качестве орудий убийства и расчленения были употреблены нож и отвертка. Молодой человек, кстати, оказался приезжим из Елгавы.

Безголовый труп без рук. В конце марта работники ГУП Риги задержали троих подозреваемых в жестоком убийстве и расчленении 34-летнего мужчины. Речь идет о трупе без головы и рук, обнаруженном “на огородах” в Рижском районе в начале того же месяца. Предполагаемый мотив убийства – алкогольно-бытовой. Задержанные: двое мужчин и одна женщина.

Сын моряка, Н. (34 года), пропал в ноябре 2007-го. Его друзья, не дождавшись его на встречу, забеспокоились и обратились в полицию (где их отфутболили, поскольку они пропавшему “никто”, а его отец-моряк в затяжном рейсе). Пришлось идти к частному детективу.

Тот вскоре сообщил: есть информация о том, кто совершил это преступление, есть информация о том, что пропавшего втягивали в торговлю наркотиками (его сожительница этим занималась). Более того, выяснилось, что незадолго до пропажи г-на Н. уже брали в заложники…

В итоге преступление было раскрыто, расчлененный труп покойного обнаружен, а подозреваемые задержаны.

Зачем это делают?

Как пояснил нам известный криминолог, депутат Рижской думы Андрей Вилкс, преступные расчленения делятся на две категории: “дефензивные” и “оффензивные”.

К первым относятся случаи отделения частей трупа с целью затруднения идентификации, облегчения транспортировки и сокрытия трупа. Вторую группу составляют расчленения при совершении сексуально-садистских убийств, а также убийств, совершенных в припадке личной ненависти (при этом наблюдаются явная бессмысленность, хаотичность расчленения, отсутствие признаков сокрытия).

Что важно: расчленение трупа чаще осуществляют близко знавшие убитого. Инсценировку несчастного случая, естественной смерти осуществляют лица из числа проживающих с ним. Сожжение – чаще женщины. Вывоз, перевозку тела – мужчины.

Какие выводы можно сделать из подборки случаев этого года? Откровенно психопатический случай – один: с румбульским “потрошителем”. Остальные, как правило, “сокрытие тела”, совершенное знакомыми убитых.

При этом нельзя сказать, что эта стратегия в наших условиях не работает. Особенно ярко это показано в случае с убитым сыном моряка и с сожительницей серийного убийцы Грантиньша Ломакиной. Даже после раскрытия убийства их дочери саму женщину некоторое время считали просто “загулявшей”.

Прогноз

Обрушившиеся на полицию репрессии (в виде заявленного сокращения штатов и заморозки зарплат) энтузиазма стражам порядка явно не прибавят. А значит, “бесследные исчезновения” и дальше будут привлекать куда меньше внимания органов, чем обнаруженные тела. Последствия – очевидны…

Андрей Вилкс:

- “Убийцы с особой жестокостью” – это, как правило, люди с неудавшейся биографией. Поэтому нынешний социальный фон не оставляет нам поводов для оптимизма.


Написать комментарий