Торговля креслами

Рисунок Сергея Тюленева
Рисунок Сергея Тюленева
Ай да Гайдис, ай да молодец! Не припомню, чтобы глава ведомства откровенно признавал, что в министерствах пригрета масса неэффективных работников, которые целыми днями играют в компьютерные игры. Нечего их жалеть, добавил глава минюста Гайдис Берзиньш, многие из них достаточно образованны, чтобы найти себе работу в частном секторе. Короче, любое министерство и ведомство может успешно перевыполнить установленный премьером Годманисом план по сокращению штатов в 10 процентов. Но это ничего не даст.

Почему премьер проиграл “войну” с чиновниками

Министерства не нужны

Премьеру не хватило мужества признать, что ликвидация двух карликовых министерств вызвана не столько желанием сэкономить, сколько стремлением избавиться от ненужных, а потому и неэффективных ведомств. Экономия от сокращения – аргумент неубедительный, потому что парой-тройкой сэкономленных миллионов бюджетные дыры не залатать.

В самом деле – ликвидация секретариата по делам общественной интеграции сокращает 52 человека, экономит на зарплатах 582 260 латов и еще 265 750 латов на различных издержках. В общем, мизер. И этот “мизер” был главным козырем доказывающих нецелесообразность ликвидации секретариата, хотя и они понимают никчемность этой структуры.

Размер экономии значительно увеличился бы, если бы премьер Годманис объявил реформу государственного управления и принципов его формирования, потому что существующая система не только очень затратная, но и малоэффективная.

Eurostat выдал данные: Латвия занимает третье место в ЕС по числу чиновников на общее число жителей, ее госаппарат является самым дорогим в Европе. В проекте бюджета на 2009 год на чиновников было предусмотрено около 900 млн. латов – 14 процентов, а в Эстонии, Великобритании и Люксембурге почти вдвое меньше.

Главное: равновесие

Латвийская структура управления уникальна тем, что создавалась она не столько для руководства отраслями экономики или социальной сферой, сколько для… политического равновесия в правительственной коалиции.

Каждому Сеньке по шапке – каждой партии энное количество министерств пропорционально полученным парламентским мандатам. Кому-то не хватает? Придумаем новые!

И делились министерства, появлялись секретариаты по особым поручениям, создавались госагентства…

Обиженный за в свое время созданный для удовлетворения амбиций ТБ/ДННЛ, а теперь попавший под обрезание секретариат по управлению фондами ЕС Роберт Зиле раскрыл большой секрет правящих.

Оказывается, при министерствах действуют восемь (!) аналогичных агентств – каждая партия хочет иметь доступ к распределению средств. Но агентства эти неэффективны, потому что в стране нет квалифицированных специалистов. И потому, уверен г-н Зиле, надо оставить лишь четыре агентства – по числу правящих партий, тогда и экономия будет больше, чем от ликвидации обоих секретариатов, и правящим больше перепадет.

И это правда! В секретариате по управлению фондами ЕС числится лишь четыре человека с годовым фондом зарплаты 66 720 латов. В какую сумму они обходятся государству, никто не знает, так как все издержки “утоплены” в бюджете минфина.

Систему надо менять

Заведующая отделом анализа информации в управлении гражданской службы Гинта Голдмане обнародовала данные – за ее управлением числится 115 учреждений и еще около 185 агентств.

Полагающиеся чиновникам деньги до сокращения шли на многочисленные премии и доплаты тем, кто числился (не поднимается рука написать “работал”. – А. К. ) в штате. Зарплата госсекретаря министерства может составлять 30 – 40% от всех выплат, получаемых за работу в учреждении, остальные – выплаты по различным договорам и премии за “успешное” исполнение обязанностей. Такая вот система оплаты труда в госучреждениях.

В министерствах сокращено 790 вакансий (по другим данным – 584), что даст экономию всего в 1,5 миллиона латов. Но эти данные не точные. Точно лишь то, что механический подход к кадровому вопросу эффективным не может быть.

И механическое сокращение государственных расходов во всех отраслях и сферах тоже не слишком эффективно, потому что при этом не определяется, на какие нужды могут тратиться бюджетные средства. Так что каждый министр будет сам решать, за счет чего снижать расходы – снижать ли расходы на закупку и инвестиции в развитие или сокращать аппарат.

Есть такая профессия – руководитель проектов, очень, кстати, востребованная на Западе и весьма высокооплачиваемая. Есть даже Международная ассоциация руководителей программ, создана и в Латвии национальная ассоциация, объединяющая 29 юридических и около 80 физических лиц.

Доктор экономики профессор ЛУ Жанета Илмене в этом году создала магистерскую программу по этой специальности и набрала студию из 21 бакалавра. Ни в ассоциации, ни в студии нет ни одного представителя госструктур. Профессор полагает, что это от непонимания того, что госуправление – это множество проектов, руководить которыми могут только специалисты.

Любой проект начинается с определения цели, для реализации которой выстраивается структура – министерства, департаменты, отделы и т. д., затем определяются направления и подбираются сотрудники, способные работать по этим направлениям. Так что если не оглядываться на политику, баланс интересов и партнеров по коалиции, а еще забыть о принципе “ну как не порадеть родному человечку”, то все просто.

Временное отступление

…Все лето попадающая в печать информация о сокращениях в госучреждениях напоминала сводки с полей боевых действий. Премьер то грозил разогнать все секретариаты, то, не желая злить партнеров по коалиции, отказывался от своих намерений. Министерства то соглашались сократить назначенные проценты, то начинали разговоры о грозящем параличе их ведомств, то ставили условия – дескать, штатное расписание уплотним, но не трогайте фонд зарплаты.

Уступив “зеленым крестьянам”, Годманис отказался от посягательств на секретариат по делам е-управления. Чтобы не нарушать коалиционное равновесие, народники согласились уступить одно из своих кресел обиженным. И тут торги сместились в Рижскую думу, где закачался стул под тевземцами, которые вслед за секретариатом по управлению еврофондами могут лишиться и поста мэра…

Исход войны на чиновничье-бюрократическом поле предсказуем – чиновник может временно отступить, но победить его невозможно.

И премьер потерпел поражение, потому что не выработал стратегический план реформы госуправления, а ограничился тактическими установками, привычно не обратившись к мнению специалистов.

Если Годманис остановится на принятых полумерах, принесших полурезультаты, предынфарктное состояние, в котором пребывает страна, вполне может обернуться полноценным инфарктом. Тогда уже механическое вмешательство точно не поможет.

Анатолий КАМЕНЕВ


Написать комментарий