Затишье перед бурей

Все вокруг говорят о кризисе в экономике, из которого политики нас героически вытаскивают. И хотя акции протеста профсоюзов в последнее время проходят регулярно, а рейтинги всех без исключения партий идут вниз, политический кризис в стране как-то не ощущается. Долго ли будет продолжаться это затишье перед бурей? Или синоптики, как всегда, обманули и политической бури не ожидается? На вопросы "Часа" отвечает политолог Илга КРЕЙТУСЕ.

В Латвии нет партии, которая могла бы вывести страну из кризиса

Протесты неизбежны

- Латвия сегодня переживает только экономический кризис или еще и политический?

- Общество надо рассматривать как единое целое, и экономический кризис логически тянет за собой и политический. Недовольство людей экономической ситуацией неизбежно заставляет задавать вопрос: кто довел страну до этого? Ответ на этот вопрос приводит к протестам против тех, кто эту ситуацию создал. А это уже политический уровень. Латвия сегодня переживает экономический кризис, а глубокий политический кризис назревает.

- Пока как-то не похоже. Протесты, конечно, есть. Но их трудно назвать угрожающими и массовыми…

- Исторически сложилась особенность: жителей Латвии легко запугать или успокоить. Но до определенного предела. Если жители Латвии разозлены до крайности, их очень трудно удержать. А сейчас ситуация раскачивается. Особенно потому, что выясняются все новые и новые факты, подтверждающие, что политическая элита не только врет о состоянии экономики и денежных тратах, но и использует ситуацию для того, чтобы повышать свой уровень жизни, понижая уровень жизни простых жителей. И это начинает задевать.

Так что теми протестами, которые проходят сейчас, дело не кончится. У нас есть относительно самостоятельный лидер профсоюзов Петерис Кригерс и два “двигателя”: профсоюз медиков и профсоюз полицейских. К сожалению, профсоюз работников образования по отношению к своим членам ведет себя предательски. А все остальные еще не проснулись.

И еще: если латвийская интеллигенция наконец-то осознает происходящее и перестанет молчать, ситуация станет еще серьезнее.

А деньги в тумбочке

- Ну хорошо, состоятся массовые протесты, правительство уйдет в отставку, и что? Как сказал на днях президент Валдис Затлерс, оттого что Годманиса не будет, денег больше не станет…

- Ну почему же, возьмите хотя бы бюджет Сейма: в течение десяти лет он вырос в три раза – с 5 до 15 миллионов латов! Но ведь число депутатов не увеличилось и объем их работы остался прежним. Зачем же такие раздутые штаты?!

Складывается своеобразная традиция: попав в Сейм, депутат должен обеспечить работой определенный круг людей. Напомню, что канцелярия Верховного Совета Латвии состояла из 36 человек. И разве мы можем упрекнуть Верховный Совет за то, что что-то не было сделано! Это только один пример, можно проанализировать и другие учреждения.

Обратите внимание на заключение Госконтроля, отметившего, что некоторые наши министерства вообще не упоминают в отчетах принадлежащую им недвижимость. Это свидетельствует о том, что либо им все равно, либо они недвижимость придерживают – чтобы потом реализовать в своих интересах… Так что денег в стране много, надо только уметь их использовать.

Почему никто не обращается к вопросу о зарплатах членов разнообразных советов? Как вы думаете, если бы председателю совета “Ригас уденс”, агроному Вентсу Балодису зарплату с 5000 снизили до 1500 латов, он бы ушел с поста? Думаю, что нет. Значит, каждый месяц можно было бы сэкономить 3500 латов. А ведь этот совет не единственный.

Есть еще один источник – европейские фонды. Сегодня мы только и слышим со всех сторон: надо затянуть пояса и потерпеть! Но никто не говорит: сколько терпеть и ради чего? Нам не говорят: вы потерпите год-два, мы вложим средства в такое-то предприятие, в такую-то сферу, в такую-то отрасль, а потом пояса можно будет распустить.

У нас этой второй, позитивной, части нет. И это самое трагичное – что нет видения будущего. Но если нет понимания того, как выбраться из ямы, то в яме придется остаться. И, извините, умереть.

Судьба “птеродактиля”

- Экономический кризис явно топит правящие партии. Вот и Первая партия/“Латвийский путь” теряет свои позиции вместе с правительством Иварса Годманиса…

- Кто-то недавно назвал Годманиса динозавром, но я с этим определением не согласна: до динозавра он не дорос. Он такой маленький птеродактиль, который, кстати, тоже вымер… Годманис не понимает одного: его положили на алтарь.

Если вы спросите, с кем сегодня ассоциируются Первая партия и “Латвийский путь”, имя Годманиса никто не назовет… Годманис связан с Народным фронтом, с Атмодой. А Первая партия – это Шлесерс.

Обратите внимание, во время работы в правящей коалиции у Первой партии никогда не было рейтинга выше пяти процентов. А незадолго до выборов происходит бум, деньги очень правильно вкладываются, и “первые” попадают в парламент.

Думаю, что сегодня Первая партия и “Латвийский путь” менее других находятся в опасности. В опасности – Иварс Годманис. Но он сам вырыл себе яму, и в ней он, как птеродактиль, и останется. В XXI веке не нужны такой стиль работы и такое самопожертвование. Годманис так работал во времена Верховного Совета – и поклон ему за это. Он и тогда делал то, что выше человеческих сил. Сейчас же актуальны другие принципы работы, но главное – совершенно другая ситуация.

- Говоря о стиле работы Годманиса, вы имеете в виду то, что он все делает сам?

- Да. Я не вижу рядом с ним команды. А ведь на него работает целое бюро! Но премьер у нас существует сам по себе, а бюро – само по себе.

Похороны откладываются

- Многие комментаторы упорно хоронят Народную партию…

- Спешить с этим не надо. Народная партия переживает период спячки, но мы не знаем все подводные течения того, что там происходит. А там что-то происходит.

Недавно глава комитета Рижской думы тевземец Иварс Гатерс заявил, что готов уступить свой пост представителю Народной партии. Это значит, что выдвигаются ультимативные требования о перераспределении сил. А тевземцы всячески стараются сохранить за Янисом Бирксом кресло мэра Риги. Но если борьба началась, она вряд ли ограничится одним комитетом. Народная партия всегда рассчитывает на несколько ходов вперед.

- Один из этих ходов – смена лидера партии?

- Да, нам сказали, что Марек Сеглиньш возглавит партию. Но помните, как народник Марис Риекстиньш сидел в телепрограммах и дискутировал как кандидат в президенты от Народной партии? И что? Народная партия поддержала другого кандидата. И у меня есть нехорошие подозрения, что с Сеглиньшем может случиться то же самое, что и с Риекстиньшем.

А если он и станет председателем, то потом на его фоне будет выгодно выделяться другой лидер. Например, Кристиана Либане, чья манера поведения серьезно отличается от грубоватого стиля Сеглиньша. Так что, может быть, готовится фон для нового лидера, а может, этот фон и не будет создаваться.

Есть еще один нюанс: накануне съезда Народной партии будет проходить акция протеста полицейских, и одно из возможных требований – отставка министра внутренних дел Марека Сеглиньша. И как вы прикажете выбирать лидером партии человека, чьей отставки требуют полицейские?! Вот так все само собой и устроится. В рамках любимой тактики Народной партии.

Ошибка “Центра согласия”

- “Центр согласия” уже который месяц остается самой популярной партией. Его ждет блестящее будущее?

- “Центр согласия” совершил большую ошибку, выдвинув Алфреда Рубикса кандидатом в депутаты Европарламента. До этого у “Центра согласия” была реальная возможность завоевать симпатии большой части латышских избирателей. Но с Рубиксом как лидером списка Европарламента этого не будет, он никогда не станет позитивным героем для латышских избирателей.

Он, безусловно, заслуживает уважения за то, что не изменил своим убеждениям. Но он тоже птеродактиль. Он законсервировался как в капсуле и не сможет строить партию на международном уровне.

И тогда выйдет Репше

- “Новое время” произвело серьезную внутрипартийную реформу. И что, помогло им это?

- У них нет лидера. Солвита Аболтиня хорошо заявила о себе, но одной заявки маловато. Нужна очень тщательная, кропотливая, ежедневная работа. А ее нет. И “Новое время” как единая политическая сила сегодня не выступает. В нем есть наполовину умершее эмигрантское направление Кришьяниса Кариньша, его представители еще до конца не поняли, что они могут сделать на родине, а их уже отодвинули на второй план…

Эйнарс Репше пока сидит в уголке, но всегда он там не будет сидеть. Тем более что большая часть избирателей “Нового времени” голосовали за Репше и за репшизм. Остается небольшая прагматическая часть, самый сильный лидер которой – Илма Чепане – ушел. Так что совершенно не ясно, что будет с этой партией и с чем они выйдут к избирателям.

Проблемы “старичков”

- Объединение ТБ/ДННЛ, Союз зеленых и крестьян, ЗаПЧЕЛ пока удерживают свои ниши…

- Партии ТБ/ДННЛ нет, есть биржа труда под таким названием. Есть бывший лидер Янис Стауме. Кстати, именно господин Страуме, на мой взгляд, является показателем деградации тевземцев. Непопулярный человек, связанный с финансовыми операциями и не попавший в Сейм, снова заседает в нескольких советах. ТБ/ДННЛ больше не является политической силой, эта организация не мыслит политически, она думает только о том, как в течение еще какого-то времени поддержать своих. Что будет дальше, неясно…

Союз зеленых и крестьян очень тесно связан с Вентспилсом. И что будет с Вентспилсом, то будет и с ним… Тут уместно такое сравнение: пока есть пастух, который пасет и подкармливает стадо, с овцами все в порядке. Но если пастуха не будет, волки бедных овечек разорвут…

Что же касается ЗаПЧЕЛ, то время этой партии истекает. Вульгарная и примитивная риторика мало кого привлекает и удерживает. “Пчелы” вроде бы ориентируются на простых людей, но простые люди – не такие. ЗаПЧЕЛ и ТБ/ДННЛ существуют параллельно и поддерживают друг друга.

Проблемы “новичков”

- Почему, на ваш взгляд, не оправдала надежд партия Айгарса Штокенбергса? Такая была хорошая популистская идея – привлечь на свою сторону пенсионеров!

- А у нас нет пенсионеров как группы, голосующей за свои права. Сколько партий делали ставку на то, что пенсионеры проголосуют за них, потому что они им что-то обещали. И ни разу ничего не происходило! Была даже партия пенсионеров. И что? Ну нет у нас в Латвии пенсионеров как политической силы!

А вторая проблема: с чем идет к избирателям Айгарс Штокенбергс? Может быть, я хотела бы стать оперной певицей, но куда в оперный театр без голоса… Социал-демократ в свитере от Версаче – из той же серии.

Если же мы говорим о программе, то я не представляю, как можно объединить социал-демократическое и либеральное направления в одном документе. Для этого должна быть личность – как в свое время Репше в “Новом времени”.

И опять-таки я не вижу, чтобы эта партия занималась черновой работой. Но ведь для того чтобы люди привыкли к новым лицам, на которых вроде ориентируется “Другая политика”, их надо хотя бы год представлять аудитории.

- А Гражданский союз?

- Это партия недовольных, которым не удалось стать лидерами в прежних организациях. Вот они и собрались вместе – Инесе Вайдере, Сандра Калниете, Гирт Валдис Кристовскис.

Объединяет их одна мысль: Европарламент. Там хлеб такой мягкий, а слой масла такой толстый, что от него просто невозможно отказаться! И тут я не вижу ни программы, ни ежедневной работы. Думаю, была мысль, что Гражданский союз в случае кризиса мог бы претендовать на вхождение в правительство Годманиса как резервная сила. Но это вряд ли…

Что в перспективе?

- Что нас ждет в ближайшее время? Встретим ли мы Новый год при премьере Годманисе?

- Трудно сказать. Очень многое определяет позиция Союза зеленых и крестьян. Возможно, Годманис недолго будет премьером. Если профсоюзы продолжат акции протеста, кем-то надо будет пожертвовать, поскольку каждая жертва на какое-то время останавливает движение.

Умным ходом со стороны правящей коалиции было бы приглашение в правительство “Центра согласия”. Говорят же, что для того, чтобы полностью контролировать врага, его надо сделать своим заместителем. И этот ход остановил бы победные рейтинги “Центра согласия”. Но наши правящие недальновидны и слишком любят себя.

На ситуацию может серьезно повлиять и внешний фактор. У нас протестуют полицейские, а как только проблемы возникают в структурах безопасности, это привлекает пристальное внимание Евросоюза и НАТО.

К тому же все как-то быстро забыли речь теперь уже бывшего посла США в Латвии Кэтрин Тодд-Бейли в Латвийском университете…


Написать комментарий