«Фракции готовы поддержать бюджет»

На сегодняшний день Латвия переживает нелучшие времена.

Экономический кризис охватил все отрасли народного хозяйства, правительство ищет рычаги для борьбы с одной из самых высоких инфляций в ЕС. Об этом и других проблемах наше интервью с министром финансов Атисом Слактерисом.

- Господин министр, еще недавно правительство говорило о стремительном росте латвийской экономики и даже о ее перегреве. Не прошло и года, как Латвию постиг глубокий экономический кризис. Как это могло произойти за такое короткое время?

- Любая экономика, в том числе и латвийская, развивается по циклам. После российского кризиса экономический рост возобновился достаточно быстро. Однако развитие экономики с 2005 года по большому счету считалось слишком стремительным, потому что высокий рост валового внешнего продукта (ВВП) сопровождала высокая инфляция, существенное ухудшение баланса внешней торговли, напряженный рынок труда и бум на рынке недвижимости. Такой ситуации в большей степени способствовал большой приток капитала, оптимизм жителей по поводу будущего развития Латвии в связи с участием ее в ЕС, а также недостаточное регулирование рынком недвижимости. В 2007 году в правительстве был утвержден план по ограничению инфляции, который предусматривал существенные политические изменения в проблемных секторах. Снижение темпов развития можно было ожидать, но в этом году коррекция экономики была еще стремительнее. Связано это было с тем, что снижение темпов внутреннего потребления совпало с глобальными проблемами мировой экономики – скачком цен на нефть и продовольствие, финансовым кризисом, снижением темпов роста на экспортном рынке. В связи с этим, переход от роста потребительского типа к возвращению внешней конкурентоспособности происходит так, что большая нагрузка приходится на работодателей, работников и правительство.

- Почему, на ваш взгляд, не сработал план премьера Годманиса по борьбе с инфляцией?
- Мероприятия по ограничению инфляции, принятые в марте 2007 года, отвечали экономической ситуации того времени. Кратковременные мероприятия этого плана были направлены на наиболее существенные внешние причины роста инфляции. Например, на ограничение кредитования, спекуляции с недвижимостью. Одновременно план мероприятий предусматривал и ряд задач на средний промежуток времени. Их отдачу нельзя ожидать сразу, сиюминутно. Эти мероприятия были дополнены и в апреле нынешнего года с учетом плана стабилизации макроэкономической ситуации. К тому же, нужно учитывать, что на инфляцию в конце 2007 года повлияли такие существенные факторы, как стремительный рост стоимости нефти и, соответственно, остальных энергоресурсов и продовольствия на мировом рынке. В случае с Латвией существенную роль сыграл и стремительный рост зарплат, который достиг своего апогея в середине 2007 года. Все эти факторы и стали определяющими в стремительном росте уровня инфляции. Не исключено, что если бы не было плана по ограничению инфляции, ее уровень был бы еще выше.

- В обществе витает мысль, что наиболее эффективно можно было бороться с инфляцией, если фиксировать цены на товары и услуги. Как вы оцениваете такую идею и рассматривался ли такой вариант в правительстве?
- В правительстве такие предложения не рассматривались. В условиях демократии и свободного рынка такой механизм регулирования цен ввести невозможно. Он просто абсурден. Фиксирование цен может быть только кратковременным мероприятием, однако в дальнейшем рост цен был бы еще более стремительным. Второй существенный фактор – это возможные убытки предприятий, в результате которых они не смогли бы предоставлять услуги и покупать товары. Ни один предприниматель вместо бизнеса не намерен заниматься благотворительностью! В условиях рыночной экономики фиксирование цен на товары и услуги или другое административное регулирование с помощью Закона невозможно. Государство и самоуправления могут регулировать общественные услуги, чем сегодня занимается Регулятор общественных услуг.

- В последнее время правительство постоянно говорит о замораживании зарплаты. Однако в реальности зарплаты высокопоставленных чиновников неизменно растут. Вам не кажется, что все эти разговоры о замораживании зарплат не что иное, как популизм? И не абсурдно ли говорить о замораживании зарплат для должностных лиц, которые получают по 2-5 тысяч латов, а их премии в два-три раза превышают сами зарплаты. Может, в этом направлении нужно искать резервы, чтобы повысить зарплаты полицейским, пожарным, врачам, педагогам и т.д.?
- Уже в бюджете этого года министерствам не было выделено дополнительного финансирования на зарплаты сотрудникам. Согласно статистическим данным, во втором полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года зарплаты министерских работников выросли на 9,8%. В тоже время рост зарплат в частном секторе составляет 23,9%. Вот и получается, что реально рост зарплат министерским чиновникам снизился. Если говорить о следующем годе, важно понять то, что правительство говорит не о замораживании зарплат, а о неповышении фонда вознаграждений. Это означает, что реорганизуя работу, сокращая штаты работников, руководители смогут даже добиться повышение зарплат для своих работников. То, к чему стремится государство сегодня, – не ограничение вознаграждений, а повышение эффективности и продуктивности работы. Мы должны стать конкурентоспособными.

Что касается высоких зарплат, то могу сказать, что в общественном секторе более 2 тыс. латов получают 0,7 % сотрудников. Правительство уже приняло решение ликвидировать многие хорошо оплачиваемые должности, например, должности советников госсекретарей министерств. На данный момент решается вопрос о сокращении численности членов советов государственных предприятий. Однако нужно понимать, что с этими резервами невозможно добиться более эффективной работы в разных отраслях, чтобы мы могли платить сотрудникам такую зарплату, какую они хотят, не проанализировав результаты труда. Даже если ликвидировать все министерства, желанную доплату к зарплатам в 2009 году можно было бы обеспечить только на пару месяцев.

- Несмотря на общие цифры, многие, в том числе и работающие в общественном секторе, по-прежнему получают минимальную или чуть большую (200-220 латов) зарплату, к тому же, “на бумаге”. Особенно это касается Латгалию и Даугавпилс в частности. Как жить этим людям, особенно если учесть, что инфляция в Латвии переваливает за 15 %. У людей в такой ситуации не хватает денег, чтобы платить за коммунальные услуги, посещать врачей и т.д. Что делает правительство, чтобы изменить ситуацию?
- Правительство каждый год пересматривает размеры минимальной зарплаты и льготы на лиц, находящихся в опекунстве. С 1 января 2009 года минимальная зарплата возрастет со 160 до 180 латов. Будет повышен и не облагаемый подоходным налогом минимум с 80 до 100 латов. Кроме того, будут повышены льготы за опекунство с 56 до 70 латов. В нынешнее экономически трудное время правительство тем не менее старается помочь тем, кого больше всего коснулся кризис в народном хозяйстве. Замечу, что повышение минимальной зарплаты приведет к большим расходам в госбюджете.

- Насколько известно, в первом полугодии доходы госбюджета были меньше, чем планировалось. Почему? И будет ли выполнен план к концу года?
- Невыполнение плана в основном связано с уменьшением сбора налога на добавленную стоимость (НДС). Снижение сбора НДС, в свою очередь, связано со снижением общего оборота в розничной торговле и общим экономическим кризисом. В то же время трудовых налогов было собрано больше, чем планировалось. Однако учитывая общие тенденции в экономике, в июле правительство при подготовке поправок к бюджету, снизило годовой план бюджета по отдельным позициям. Также, работая над проектом бюджета следующего года, мы не планируем стремительного роста доходов.

- В правительственной коалиции имеются разногласия при формировании бюджета на следующий год. В чем камень преткновения и найден ли компромисс?
- В данном случае понятие “разногласия” – не совсем точное определение, потому что дебаты о проекте бюджета в правительстве были конструктивными. В состав правительства входят представители четырех коалиционных партий, и у каждой из них есть своя позиция и свои предложения в отношении бюджета. Поэтому ситуация вполне адекватная. Фракции правительственной коалиции в Сейме и профсоюзы готовы поддержать бюджет следующего года, а это значит, что мы нашли компромисс. Я, как министр финансов, удовлетворен, что в непростой экономической ситуации законопроект по бюджету 2009 года был единогласно поддержан и подан на рассмотрение в Сейм. Сейм в первом чтении также поддержал его.

- С 1 февраля 2009 года будет повышен акцизный налог на крепкие алкогольные напитки и табачные изделия. Скорее всего, это негативно отразится на легальных торговцах. А как это отразится на доходы государственного бюджета и объемы контрабанды?
- Надо отметить, что повышение акцизного налога на алкоголь и табак – это инструмент, с помощью которого можно снизить потребление вредных для здоровья человека продуктов: алкоголь и табак. Поэтому повышение акцизного налога можно оценивать в целом положительно. Конечно, повышая налоги, особенно если они повышаются резко, есть риск, что может возрасти количество нерастаможенного или нелегального товара на внутреннем рынке. Однако если при повышении налога оценивается экономическая ситуация в стране и налоговый уровень в соседних странах и к этому своевременно подготовлены контролирующие институции, то повышение налоговой ставки не должно серьезно сказаться на легальном рынке, а вместе с тем и на сборе налогов в госбюджет.

Игорь АМЕЛЬКА

13.11.2008 , 16:54

"Сейчас"


Написать комментарий