Первая жена помогала врагам Солженицына

Уходящий год обозначился многими печальными событиями, в частности, уходом из жизни великого Александра Солженицына - диссидента, ученого, общественного деятеля, историка, писателя. Дни.Ру в день рождения Александра Исаевича вспоминают его сложную судьбу.

В возрасте 19 лет, обучаясь в Ростовском государственном университете, Александр Исаевич начал работу над романом “Красное колесо” о Февральской революции. В связи с множеством репрессий, начавшихся уже в военное время, четырехчастная эпопея в первый раз была полностью опубликована на территории России в 1993-м. Во время Второй мировой Солженицын, позднее награжденный орденами Отечественной войны и Красной звезды, стал вести переписку со своим одноклассником Николаем Виткевичем. Письма, заключавшие в себе аллюзии на политику “Пахана”, то есть Сталина, скоро были перехвачены, и друзей приговорили к заключению в лагерях по 58-й статье кодекса РСФСР.

Удивительно, как далее складывалась судьба великого писателя. Первая жена Александра Исаевича Наталья Решетовская, с которой он обручился накануне немецкого нападения, в 1940-м, во время его заключения в 1948-м заочно отказалась от их брака, а Николай Виткевич, восстановленный в комсомоле после девяти лет ссылки, перенял сторону КГБ и стал обличать события, описанные в “Архипелаге ГУЛАГ”. Решетовская в течение многих лет после развода писала доносы в правительственные органы, соглашаясь докладывать о тех фактах жизни бывшего супруга, о которых сама, по словам Александра Солженицына, знать не могла – в частности, о его лагерной жизни или школьных годах.

Историки, описывая деятельность противников режима, связывают ее с крайней необразованностью самих “революционеров”. В случае с Солженицыным справедливо было бы вспомнить историю декабристов: будущий Нобелевский лауреат всегда учился прилежно, был сталинским стипендиатом и закончил университет с красным дипломом. Составленная Солженицыным и Виткевичем еще во время их переписки резолюция обличала сталинский режим через компаративистский метод – два некогда друга сравнивали его со временем активности крепостного права в императорской России.

После освобождения из лагеря (1958й) Александр Исаевич, воспользовавшись оттепелью, опубликовал в журнале “Новый мир” рассказ “Один день Ивана Денисовича”, сразу переведенный на многие языки, но в 1963-м ему было отказано в публикации “В круге первом” (как и в получении Ленинской премии), и уже при Брежневе Солженицын потерял всякую возможность печататься. На подходе к 70-м его лишили членства в Союзе писателей. Тогда же, как писал Солженицын в своей статье в “Литературной газете” “Потемщики света не ищут”, закрытая травля не утихала: “Да уж настолько я был непереносим для КГБ, что в 1971-м, 9 августа, в Новочеркасске, они прямо убивали меня уколом рицинина, три месяца пролежал я пластом в загадочных волдырях размером с блюдце”.

В 1974-м, когда (после публикации в эмигрантском издательстве YMCA и самоубийства одной из доносчиц) был опубликован “Архипелаг ГУЛАГ”, Александр Исаевич был выслан из страны. Иными словами, гонения продолжались долго – как и продолжалась неуклонная работа над “Красным колесом”. После перестройки Солженицын вернулся из США на территорию бывшего СССР и стал писать о том, что страна возрождается. Посыпалось множество государственных премий, журналистских трений и писательских исканий. В 1998-м Солженицын учредил премию имени себя, а президентом Фонда сделав свою последнюю жену. 3 августа 2008 года Александр Исаевич Солженицын скончался, так и не дожив до публикации 30-томного сборника своих произведений и своего собственного 90-летия.


Написать комментарий