Skan-Tooling. Чисто латвийское предприятие 2

Помогло ли государство заводу, работающему на экспорт? ...Он откидывается на спинку стула, делает мягкий отрицающий жест рукой: - Нет, нет и еще раз нет, ни о каком сокращении штатов я сейчас даже и не думаю. Наоборот, думаю о том, какую из пока еще слабо освоенных нами ниш на инструментальном рынке мы можем и должны занять. И не сомневаюсь, что этот нынешний кризис мы пройдем. Не без потерь, но все-таки пройдем, сколь бы долго он ни продолжался. Сколько? Ответ на этот вопрос нам сегодня, наверное, не сможет дать никто...

Член правления группы предприятий Rolands Moisejs, носящих, как вы, догадались, его имя. И одновременно глава правления инструментального производства Skan-Tooling.

Интеллектуальный продукт

…На этом небольшом заводике, расположенном в Риге, на улице Крузес, делают пресс-формы. Отсюда они разлетаются практически по всем странам старой и новой Европы.

Ходим по предприятию. Моисейс подводит меня к одному из работающих станков:

- Это уже завершающий цикл, тестирование, проверка сделанной нами пресс-формы перед отправкой.

Роландс нагибается и достает из этого контейнера пригоршню каких-то пластиковых загогулин…

- Скажем, это готовый продукт, но не наш, а нашего заказчика. Некая фирма производит детали автомобильного оборудования. Ей необходимо наладить массовое производство, скажем, крышек для масляного фильтра. Крышка эта хоть и проста на вид, но рельефна, в ней должно быть некоторое количество отверстий и так далее. Автоконструкторы все рассчитали, сделали чертеж. Но чтобы начать штамповать это изделие из пластика, необходимо иметь… что? Правильно – пресс-форму. Или, как принято говорить у нас, “формообразующую”. Такую точную, чтобы абсолютно все параметры изделия были соблюдены. И тогда от наших клиентов к нам по е-майлу летит вся необходимая расчетная документация. Зайдем?

Роландс открывает дверь в конструкторское бюро завода:

- Мозг Skan-Tooling. Здесь наши ребята – специалисты, инженеры-конструкторы, программисты – обрабатывают полученную информацию и на ее основании создают совершенно уникальный, штучный интеллектуальный продукт – чертеж пресс-формы и соответствующее программное обеспечение, которое позволит нам изготовить ее на станках с ЦПУ.

Надеюсь, теперь понятно, почему для каждого пластикового изделия такая формообразующая может быть только одна? И программное обеспечение тоже будет уникальным.

Вот почему в течение года Skan-Tooling производит, как правило, около 120 пресс-форм, в среднем всего десять штук в месяц.

Было шведским, стало нашим

- С чего все начиналось? Предприятие создавалось на базе советского инструментального производства. Люди, которые здесь работают, по крайней мере многие из них, трудились токарями, фрезеровщиками и в те уже далекие времена. Ведь инструментальщиком невозможно стать за день или два, даже за год не получается – опыт нужен, мастерство.

Создавался Skan-Tooling как предприятие совместное, латвийско-шведское. Те годы на заводе вспоминают как очень хорошие времена, потому что шведская компания-совладелец, занимавшаяся у себя на родине цветным литьем, использовала латвийский завод для обеспечения нужд собственного производства.

- Скандинавам здесь было выгодно работать – более дешевая рабочая сила давала им продукцию очень хорошего качества.

Но прошло время, и у иностранного инвестора планы изменились: он решил продать принадлежащую ему в этом СП долю.

- Уже в 1995 году мы ее у шведов выкупили, и с того времени Skan-Tooling стопроцентно латвийское предприятие.

В 1986 году завод входит в группу Rolands Moisejs, которая на балтийском и российском рынках долгое время занимается поставкой станков и оборудования, а также их обслуживанием и обучением кадров.

- Таким образом один бизнес начинает логично дополнять другой: продаем инструментальные станки, и сами на таких станках работаем, соответственно производим инструментарий.

Скажу честно: вот уже 13 лет (с того момента, как шведские предприниматели отсюда ушли) мы фактически ничего на заводе не меняли. Дело было хорошо поставлено. Мы получили очень хорошее оборудование (дополнив его рядом более современных технологий) и очень хороших клиентов, список которых ежегодно пополняется. Но главное, и я буду об этом говорить всем и всегда, мы получили завод с первоклассным кадровым составом.

Основными партнерами Skan-Tooling продолжают оставаться европейские предприятия из Скандинавии, Англии и Германии.

- Конечно, Латвия для специалистов, производящих инструментальное оборудование, не рынок. И Эстония не рынок, и Литва. Зато где-то около 25 европейских предприятий все эти годы работают с нами постоянно, а общая численность клиентов давно перевалила за несколько сотен.

О мыльницах и “точной доводке”, или С чем нам выходить в Евросоюз

- Вот вы спросили меня о темпах роста – в чем будем измерять? Если говорить о количестве произведенного и проданного продукта, то прямо скажу, что за последние пять лет оно практически не изменилось. Но если говорить о более сложных продуктах, так скажу: где нужна, выражаясь языком профессиональным, “точная доводка”, там и есть наша ниша. И как раз только благодаря сложному продукту на нашем специализированном рынке можно выжить. Более сложные пресс-формы для более сложного конечного изделия. А этого возможно добиться только за счет мозгов и технологий.

Да, конкурентов у нас в Европе целое море, у многих из них оборудование новее нашего. Значит, чем еще можно и нужно брать – мозгами и технологиями, близостью к клиенту, дешевизной при отменном качестве, сервисом.

Да, многие предприятия вчера ринулись со своими заказами в Китай, но и многие из них очень скоро вернулись оттуда. Хотя китайские пресс-формы дешевле европейских. Спрашивается, почему вернулись? Если тебе нужна пресс-форма для изготовления, скажем, простой мыльницы – то ладно. А если для медицинского оборудования? Сделали тебе ее в Китае, выслали. А с ней проблема, ее надо доводить до ума. Что тогда? Бери ее, садись в самолет и лети на Восток?

Мы можем конкурировать с европейскими фирмами. У наших специалистов, чего греха таить, зарплаты меньше, за счет этого и продукт дешевле.

Ты, главное, дай им требуемое качество!

“Даешь продукт с прибавочной стоимостью!” Дали. Что взамен?

- Я уже говорил, что каждая сделанная пресс-форма уникальна. Что мы производим их не очень много, но при этом годовой оборот в 2007 году составил 840 тысяч латов, а в 2008 году мы получили прирост где-то 15 процентов.

Таким образом, маленький заводик, на котором работают всего 48 человек (16 из них управленцы и конструкторы, 32 – работники производства), зарабатывает в первую очередь за счет своих мозгов. Производит “продукт с прибавочной стоимостью”, который закупают европейские как средние, так и крупные производители. Мы экспортеры, которые зарабатывают деньги для государственного бюджета за пределами нашего государства.

Разве не о развитии такого производства в Латвии мечтали все предыдущие кабинеты министров нашей страны? Разве не об этом говорили все наши политические лидеры? “Латвийские предприятия могут конкурировать только за счет продукта с высокой прибавочной стоимостью!”, “Латвия в состоянии создавать продукт с высокой прибавочной стоимостью!”…

Спрашивается, а что сделало наше государство для того, чтобы у нас на европейском рынке были хотя бы равные возможности с нашими соседями, эстонцами? Ничего не сделало.

У эстонцев принято законодательство: если ты всю прибыль вкладываешь в развитие предприятия, модернизируешь его, а не крышу собственной дачи, покупаешь новые станки и оборудование, а не забираешь дивиденды из кассы, то налога с прибыли у завода не возьмут. И эстонцы растут как на дрожжах!

В Португалии государство всеми своими возможностями помогает сектору инструментального производства, понимая, что эта сельскохозяйственная страна может выжить исключительно за счет укрепления сектора, производящего тот самый “продукт с высокой прибавочной стоимостью”. И посмотрите, сколько у них стало таких предприятий! У нас… Мы даже и не пытались участвовать в конкурсах на получение средств из еврофондов. Потому что это такая бюрократия, на которую жалко сил и времени.

Как-то, помнится, обратились за финансированием своего участия в одной международной выставке (в нашем бизнесе, если не участвуешь в таких выставках, на европейский рынок можно и не соваться), так вышло себе дороже, даже и вспоминать не хочется. Тогда и решили, что больше ничего у государства просить не будем.

Как преодолеть кризисное время

- Ударил ли по Skan-Tooling экономический кризис? Конечно, ударил. Хотя прямо сейчас я не смогу назвать вам какие-то цифры.

Завод работает, производит пресс-формы по уже принятым заказам, но провал определенно будет. Потому что многие европейские предприятия, с которыми мы работаем, пока еще находятся на вынужденных каникулах и временно остановили производство.

Многие сделали нам заказы, и мы уже выполнили для них какую-то часть работ “мозгового характера” или даже сконструировали “формообразующие”, но приступить к производству пресс-форм не можем, потому что заказчики приостановили финансирование.

Будет яма. Но нет безвыходных положений. Поэтому сегодня мы стали еще более интенсивно работать над поиском новых клиентов.

Если в прошлые годы довольно значительную долю заказчиков Skan-Tooling составляли производители комплектующих, используемых в автомобилестроении, то сейчас возникла необходимость искать предприятия, работающие в электронной отрасли и на производстве медицинской техники и оборудования. Это все тоже наша ниша, поэтому постараемся найти и в ней побольше заказчиков.

Кроме того, мы достаточно мобильны, не привязаны ни к какой территории, будем искать новую клиентуру, например, все в той же России. Так что абсолютно без работы мы не останемся, и никакой паники у нас нет. Но убытки в течение ближайших двух месяцев у предприятия обязательно будут, и к этому мы уже готовы.

справка

Всего на латвийском инструментальном производстве Skan-Tooling работают 48 человек.

В 2007 году предприятие заплатило налогов:

- 35 709 латов – НДС,

- 119 194 лата – социальный,

- 77 280 латов – подоходный.


Написать комментарий

Да, только вот рабочая атмосфера на предприятии, откровенно говоря, больная!

Не было ни одного конструктора и технолога которые не мечтали бы поменять работу из-за полного хамского отношения руководства к этим "мозгам". А персонал испытывает молчаливое презрение к своему начальству. Любая инициатива по модернизации производства со стороны работников преследуется руководством жесткой и безконструктивной критикой. Начальство следует принцыпу "я - начальник, ты - дурак". Лично наблюдал как сотрудницы после "переговоров" с начальством приходили в слезах. Давление со стороны руководства вело к тому что 75% рабочего времени это обсуждалось в корридорах компании. И как по-вашему можно эффективно заниматься умственным трудом в таких условиях? Ведь этот самый кризис безтолковое руководство создает само.

Рабочие позволяют себе приходить на работу пьяными и работать на станках, которые сами представляют собой предмет повышенной опастности.

Конструкторы и технологи перегружены работой и вынуждены приходить на работу по выходным из-за отсутствия какой-либо организации труда и модернизации производства и програмного опеспечения.И эта сверхурочная работа не оплачивается.

Господин Моисейс, какой средний возраст ваших сотрудников на Skan-Tooling? Из-за низкой зарплаты на предприятие невозможно привлечь молодых специалистов, а те кто там появляется, долго не задерживаются. Или они не задерживаются лишь потому что их плохо обучали в ВУЗах или они слишком амбициозны?

Как можно допустить то, что предприятие по прошествии такого количества времени абсолютно не развивалось в технологическом и корпоративном плане? И как вообще можно радоваться этой стагнации? Куда девается та прибыль, добытая путем прямого "изнасилования" персонала предприятия руководством и экономии на производственных издержках? Почему хотя бы часть этих денег не вкладывается в развитие предприятия и в организацию человеческих условий труда в плане личностных отношений сотрудников и их руководства?

Господину Моисейс хочется пожелать найти всё-таки время на решение этих вопросов, иначе на предприятии возникнет кризис в кубе!

Viss jau ir labi, bet varejat uzradit vismaz telefonu, lai varetu sazinaties. Nu zvaniet tad man 29258256

Написать комментарий