«Если это нельзя съесть, тебе это не надо»

Чем не слоган для покупок в Латвии в кризисные времена?

Мировые СМИ пестрят статьями о том, как под влиянием кризиса изменилось потребление. Так, люди даже в весьма богатых странах все меньше покупают предметы роскоши и предпочитают кафе и ресторанам домашнее питание. Растут продажи садового инвентаря — видимо, кто–то решает переходить на самообеспечение по крайней мере в овощах и фруктах. Пользуются спросом разные полезные мелочи вроде коробок для ланчей — чтобы носить на работу то, что приготовили дома. В топе презервативы — прокормиться бы самим. А вот магазины мебели — не у дел. Как шутят американские эксперты, потребитель возвращается к базовым потребностям. Философия нового потребления такая: “Если это нельзя съесть, тебе это не надо”. И тут средний американец не так уж далек от жителя Латвии.

Волны от экономического кризиса расходятся по всем сферам жизни британского общества, сообщает сайт “Радио Свободы”. Сокращение числа сделок в лондонском Сити, закрытие банков и увольнения сотрудников ведут не только к падению спроса на дорогие машины и квартиры, но уже меняют режим и нормы питания большинства британцев.

Рестораны подождут

Крах постигает банки, закрываются фирмы, но есть товар, продажи которого в Британии подскочили к концу прошлого года на 68 процентов. Это — пластиковые коробки для упаковки обедов. Многие из тех, кто раньше ходил обедать в рестораны или покупал сэндвичи, теперь в целях экономии средств носит обеды на работу с собой.

Волна сокращений штатов, накрывшая деловые кварталы Лондона — Сити и Канари Уорф, затронула не только бизнес–планы продавцов пентхаузов и “бентли”. Модные кафе и рестораны в этих районах, где совсем недавно банковские работники развлекали своих потенциальных клиентов на широкую ногу или с размахом отмечали собственные премии, теперь стоят полупустыми. Даже крупнейшая фирма, третий век поставляющая дорогое вино в лучшие заведения столицы, вздыхает под бременем кризиса.

В рестораны, открытые одним из знаменитых телевизионных кулинаров Энтони Уоррел–Томсоном, недавно вошли судебные распорядители. Известный повар в интервью Би–би–си сокрушается: “Кредиторы… Мы не знаем, что сейчас делать. Надеемся, что останется достаточно средств после того, как мы сделаем все выплаты банкам, чтобы покрыть кредиты. Это всегда сложный момент, и я стремился не нанести им ущерба. Но у судебных распорядителей есть предписания…”

Банки больше не одалживают рестораторам “дешевых” денег, а поставщики больше не дают продукты рестораторам “взаймы”, твердо ставя условия: утром деньги — вечером устрицы. Рестораны, которые намерены пережить кризис, спешно пересматривают меню. Устрицы во многих местах заменяются едой попроще и подешевле. Пабы изобрели “кризисное меню” — обед за два фунта, кое–где пинту неплохого пива нальют за один фунт. Ранним вечером можно найти место, где за 20–30 фунтов стерлингов вам предложат ужин из трех блюд от повара, в известном каталоге “Мишлен” оцененного целыми тремя звездами. По еще недавним меркам для Лондона это невероятно дешево.

Дело Илича — живет!

Дальше всех пошел хозяин ресторана средиземноморской кухни в районе Фаррингтон Петер Илич. Целый месяц гостям не приносят счет за еду, а просят заплатить самих столько, сколько, по их мнению, эта еда стоит. По словам хозяина, этот шаг не только принес ему теплые чувства со стороны клиентов, но и увеличил оборот на 20 процентов!

Одновременно сразу несколько сетей ресторанов быстрого питания объявили о росте прибылей в прошлом году и о планах открыть сотни новых точек в 2009–м. Это обеспокоило представителей специальной государственной организации по борьбе с ожирением National Obesity Forum. Население Британии практически разучилось готовить, говорят они. Так что на фоне кризиса, когда люди ищут возможности насытиться подешевле, рост числа филиалов ресторанов быстрого питания приведет к сильному ухудшению здоровья нации.

Покупают еду, а не бренд!

Что же делают те, кто готовить еще не разучился? Они переходят на более дешевое продовольствие. Крупные сети супермаркетов сообщают, что продажи самых дешевых, не–брендовых продуктов выросли за последние 3 месяца прошлого года на 48 процентов. Больше людей стали ходить и в “бюджетные” супермаркеты. Однако, по некоторым сведениям, англичане по–прежнему стремятся покупать местную продукцию там, где это возможно. Джошуа Бамфилд из Центра исследований торговли подтверждает это:

— Налицо сдвиг в сторону дешевых магазинов и дешевых товаров. Но это не значит, что люди перестали покупать у местного производителя. Даже при том, что часто эти продукты оказываются чуть дороже, с точки зрения покупателя они стоят того. Здесь важен вопрос происхождения продукта. Во–первых, людям приятнее покупать у местного производителя, во–вторых, они чувствуют, что продукт не принесет им проблем со здоровьем. Не только небольшие магазины и местные рестораны чувствуют привязанность к местным продуктам, но и крупные супермаркеты. У одного из них работает схема развития производства местных ферм и пивоварен. Они надеются поднять обороты со 100 миллионов до 400 миллионов фунтов к 2011 году. Таков масштаб возможностей для местного производителя по всей стране.

Хорошо идут лопаты. И презервативы…

Наконец, выращивание собственных овощей и пряностей, которое начало набирать популярность еще до кризиса, теперь больше чем мода. Размах приусадебного хозяйства грозит догнать голодные послевоенные времена, когда население призывали по радио “Копать за победу”, то есть выращивать овощи в собственном палисаднике. И это в Британии — далеко не бедной стране! Это видно по росту кривой продаж семян и числа заявлений на аренду садовых участков в прошлом году. Возможно, кроме пластиковых коробок для ланчей еще один тип продуктов будет хорошо продаваться. А именно — садовый инвентарь.

Схожие тенденции видны и в Америке. Меньше всего в кризис людям хочется заводить детей, пишет журнал Time. По данным агентства Nielsen Co, опубликованном в журнале, в течение первых двух месяцев этого года продажи товаров в категории “семейного планирования” (презервативы и противозачаточные средства) выросли на 10,2%.

Сидеть дома — дешевле!

Дело еще и в том, что во время рецессии потребители более склонны к домоседству — аналитики называют это “эффектом кокона”. Проведение времени дома помогает экономить на развлечениях, поскольку секс их заменяет. По мнению издания, ничто так не отражает американский менталитет, как статистические данные о продажах товаров во время кризиса. Люди стали покупать больше продуктов, чтобы готовить дома, экономя на кафе и ресторанах.

Все больше людей предпочитает отложить на потом покупку мебели и прочих товаров не первой необходимости. Как иронизирует вице–президент Nielsen Co. Тодд Хэйл, "американский потребитель, очевидно, возвращается к базовым потребностям. Философия тут, похоже, такая: “Если это нельзя съесть, тебе это не надо”.

Консервам — да, фотоаппаратам — нет

Самый большой рост продаж (на 32%) был отмечен в категории с размытым названием “Сезонный общий ассортимент”, куда входят такие вещи, как противообледенительная соль, утеплители, подарки, открытки — эксперты объясняют это необычно холодной зимой и тем, что в этом году многие решили ограничиться символическим подарком на 14 февраля — День св. Валентина.

На втором месте — консервы, а также сумки и мини–холодильники для хранения продуктов. Здесь рост на 11,5% объясняется возвращением к психологии “отцов и дедов” — сохранить продукты, чтобы сэкономить пару баксов. Также в лидерах продаж — мука, дрожжи, сырое мясо, овощи, крупы, сыры и алкогольные напитки. Хуже обстоит дело с печеньем и вафельными рожками (падение на 9,7%) — люди в кризис могут обойтись и без десерта. Продажи бутилированной воды упали на 11%: вместо нее пьют воду из–под крана.

На 31,5% меньше было продано фотоаппаратов и пленки. “Кто захочет вспоминать потом об этих временах?” — поясняют маркетологи. Журналы покупают на 17,1% реже. Издание со ссылкой на экспертов заключает: тенденция возврата к базовым потребностям, похоже, пришла на рынок надолго.

Снова в Польшу?

Забавно, что своего рода возврат к “ценностям отцов и дедов” в балтийских странах порой принимает весьма ностальгический характер. Так, литовский портал Delfi сообщает, что турагентства в кризисные период наткнулись на золотую жилу и предложили вильнюсцам поездки за покупками в Польшу. На прошлой неделе вернувшиеся из Польши довольные литовские покупатели намерены повторить тур в Польшу, пишет Lietuvos rytas. “Там все дешевле”, — радостно говорят литовцы, которые поздно вечером в субботу вернулись домой с сумками, полными покупок.

“Думаю, поездка удалась. Некоторые люди хотят ездить в Польшу и по средам, — говорит представитель агентства Марина Станкевич. — Мы планировали еще один тур спустя несколько недель и накануне Пасхи. Но если интерес будет сохраняться на нынешнем уровне, поездки будем организовывать чаще”.

Литовцам хорошо — у них Польша под боком. Поэтому и билет стоит всего 50 литов, то есть около 9 латов. Из Риги такая поездка обойдется дороже, поэтому наш вариант — перебираться из больших супермаркетов в дискаунтеры типа Supernetto. Вполне кризисный вариант.

Кризис

Кредитки не в моде

Всего лишь пару лет назад американцам обещали бонус в 300 долл., если они согласятся завести себе кредитную карту. Более того, последние несколько лет можно было охарактеризовать как период потребительского бума. Особенной популярностью пользовались кредитные карты, которые позволяли брать беспроцентный кредит на приобретение необходимых товаров, передает Reuters.

Однако кризис полностью изменил мир кредиток: теперь американцам предлагают деньги за отказ от кредитки и закрытие счета, а крупнейшие компании, выпускающие кредитные карты, начиная от Citigroup Inc и JPMorgan Chase & Co и заканчивая Capital One Financial Corp, несут огромные убытки и вынуждены поднимать процентные ставки и сокращать расходы.

“Сейчас компаниям, выпускающим кредитки, нужно сделать все возможное для сохранения прибыльности. Текущий год окажется для них очень непростым”, — отмечает аналитик Credit Suisse Моше Оренбух. Яркий пример — American Express Co. Глобальный экономический спад уже заставил одного из крупнейших в мире эмитентов кредитных карт избавляться от рискованных клиентов. AmEx готова платить каждому своему клиенту 300 долл. в случае, если он погасит долг перед компанией и закроет свой счет.

Аналитики отмечают, что, предлагая деньги клиентам, компания пытается решить сразу две проблемы: во–первых, AmEx гарантирует преимущественный возврат своих средств от клиентов, пользующихся кредитными карточками сразу нескольких компаний–эмитентов, а во–вторых, компания избавляет себя от части рисков, связанных с невыплатами по кредитам. Лучше сделать это сейчас, пока у клиентов еще есть какие–то средства.

Правда, некоторые участники рынка уже подсчитали, что в этом году объем дефолтов по кредитным картам вырастет до 9–10%. Для сравнения: в 2008 г. этот показатель составлял 6–7%. В итоге потери эмитентов кредитных карт от дефолтов могут достичь по итогам текущего года 75 млрд. долл. “Компаниям приходится поднимать проценты по кредитам, чтобы получить хоть какую–то прибыль и компенсировать потери”, — полагает владелец The Nilson Report Дэвид Робертсон.

В свою очередь, известный аналитик с Уолл–стрит Мередит Уитни отмечает, что к концу 2010 г. около 50% американцев расстанутся с кредитками. “Мир меняется, и все меньше американцев хотят завести себе кредитную карту. Думаю, в ближайшем будущем кредитки будут не так популярны, как раньше”, — полагает глава lowcards.com Билл Хардеркопф.

Более того, некоторые эксперты вообще уверяют, что кризис на рынке кредиток будет усугубляться и вскоре спровоцирует очередной виток мирового финансового кризиса. “Нынешняя ситуация напоминает мне август 2007 г., когда только начинался кризис кредитов уровня subprime”, — говорит бывший глава Goldman Sachs Джон Уайтхед. Конечно, кредитные карты являются лишь малой частью всех кредитов, которые берут американцы. Однако долги по кредиткам могут нанести ощутимый удар по крупным банкам, в частности по JPMorgan Chase & Co, Citigroup Inc, American Express Co и Discover Financial Services.

Самогон против кризиса

В России идет бум “художественного” самогоноварения. Журналы охотно печатают рецепты самогона от знаменитостей, а в супермаркетах можно найти “первый лицензированный”, по уверениям производителей, самогон “Косогоров”, сообщает журнал Time.

Издание рассказывает об опыте известного гитарного мастера, москвича Николая Гусева. Каждое лето он выжимает сок из немытых яблок, собранных у себя на даче, после брожения перегоняет и выдерживает в бочке еще несколько месяцев. Получается 45–градусный алкогольный напиток с яблочным привкусом, свидетельствует автор статьи.

По его мнению, “хобби Гусева — не чета тому, что понимает под самогоноварением большинство россиян”, нередко получающих алкогольные отравления некачественными напитками или жидкостями, вообще не предназначенными для внутреннего употребления. По мнению издания, модный ныне “художественный” самогон восходит к периоду горбачевского сухого закона в середине 80–х, когда пьющие люди выкручивались как могли: например, молоко с сахаром и дрожжами заливали в стиральную машину, включали ее, а через два часа перегоняли получившийся продукт. Сейчас сухого закона в России нет. Но кризис — он везде кризис. Правда, отечественное самогоноварение от этого только выиграет.


Написать комментарий