Tele2: Государство не хочет дешевых разговоров!

Руководство компании об итогах года, о конкурентах и том, как государство потеряло 4 миллиона латов.

В минувшем году инвестиции Tele2 в модернизацию сети связи на территории Латвии достигли самого высокого показателя — 14,8 миллиона латов, увеличился и оборот — на 5,9 процента, а тарифы упали более чем на 10 процентов. При том, что в остальных отраслях они растут. Об итогах года, перспективах, отношениях с конкурентами и государством “Вести Сегодня” рассказывает председатель правления компании Петрас Кирдейка.

— В прошлом году Tele2 продолжало закреплять свои позиции лидера на рынке мобильной связи. Начиная с 2002 года осуществлены крупнейшие инвестиции в модернизацию связи — продолжалось строительство базовых станций нового поколения Nokia Siemens 3G. За год построено 217 новых базовых станций — четыре в неделю. Год назад мы обещали строить не менее двух станций в неделю и перевыполнили обещанное. Количество клиентов к концу года превысило 1,1 миллиона человек — это свыше половины рынка пользователей мобильной связи Латвии. Оборот вырос на 5,9 процента и составил 130,1 миллиона латов.

— А что с тарифами?

— За год они упали более чем на 10 процентов.

— Практически во всех отраслях цены растут, а в вашей сфере, наоборот, падают. В чем причина?

— На нашем рынке очень высокая конкуренция, и это самое главное. Если бы такая же острая конкурентная борьба была во всех отраслях, то там была бы не инфляция, а дефляция. В нашем же сегменте благодаря конкуренции цены пока идут только вниз. И думаю, они еще длительное время будут держаться на таком уровне и даже еще снижаться.

— Тем не менее в Эстонии уже началась стагнация цен в сегменте мобильной связи и даже намечаются повышения.

— Там другая ситуация. Все три оператора работают уже давно, и между ними нет такой острой борьбы. Ситуация в экономике там тоже более благополучная. Поэтому они, например, уже начинают постепенно отказываться от продаж субсидированных телефонов. По ценам техника становится все более доступной, и операторы считают, что, поскольку люди платят за разговоры небольшие суммы, они могут себе позволить купить аппарат и без субсидий.

— Когда несколько лет назад на рынок входил третий оператор мобильной связи — Bite, о нем многие отзывались скептически. Что скажете сегодня о конкурентах?

— Все–таки наши главные конкуренты LMT, хотя и Bite идет вперед. Через несколько лет Bite может серьезно подтянуться, но для этого должны быть и большие инвестиции.

— Как объяснить то, что компания, готовившая для вас рекламу, ушла к конкурентам в LMT?

— Очень просто. Это бизнес, и никаких обид тут быть не может.

— Если возвратиться к итогам года: тарифы упали, а оборот вырос. За счет чего?

— Тарифы снизились, и клиенты воспользовались этим — стали больше говорить.

— Сейчас у вас 2/3 клиентов — пользователи препейд–карт. Это не самый выгодный сегмент. Два года назад вы разработали новую стратегию, сделав ставку на качество услуг — чтобы привлечь бизнес–клиентов. Вам это удалось?

— Да, безусловно. Число бизнес–клиентов и доходы от них возрастают, а удельный весь пользователей карт предоплаты снижается. Такую же стратегию продолжим и в последующие годы. Считаю, что качество услуг — это приоритет для нашего рынка. Tele2 сейчас завершает модернизацию сети, установив самое современное оборудование Nokia: это базовая платформа для дальнейшего развития услуг и поддержки высочайшего уровня качества.

— В обслуживании государственных компаний доля Tele2 небольшая — 5%. Почему?

— Даже ниже пяти. А все объясняется просто: государство не проводит тендеры среди операторов мобильной связи. Как был много лет назад выбран один–единственный оператор, так с ним и работают. Куда мы только не обращались с предложением начать устраивать тендеры — в Государственное бюро по закупкам, Совет по конкуренции, к министру сообщения. Бесполезно. Что в закрытую дверь. Мы желаем только одного, чтобы государство проводило тендеры и выбирало лучшие предложения с наиболее приемлемыми ценами. Так происходит всюду.

Когда мы рассказали о ситуации в Латвии в Швеции, там долго смеялись и не могли поверить, что кто–то может получить госзаказы без конкурса. Даже в Литве конкурсов проводится как минимум в сто раз больше. Нормальный подход по нашим расчетам позволил бы государству сэкономить не менее 4 миллионов латов бюджетных средств. Кстати, одна из немногих госструктур, которая заключила договор с нами, — Госконтроль. Им–то уж виднее, где можно сэкономить.

— Я слышал, что и проекты на строительство ваших новых базовых станции чиновники подолгу мурыжат.

— Больше, чем в любой другой стране Балтии, не говоря о Западной Европе. В среднем получение разрешения на строительство базовой станции занимает больше года, иногда — полтора. А у нас ведь существует план инвестиций на год. Если деньги не освоены, зарубежные инвесторы отдают их в другие страны, в частности — в Россию. Там идет стремительное развитие рынка мобильной связи. Латвия же теряет деньги. Это ведь не только инвестиции в развитие мобильной связи. Базовые станции возводят местные строительные компании, их обслуживают. Все это, повторюсь, дополнительные деньги, налоги.

— Вернемся к рядовым клиентам. В этом году в феврале в течение трех дней Tele2 предлагала мобильные телефоны 60 моделей по одному лату. Таких очередей в магазины не припоминаю с советских времен. Продолжатся ли акции?

— Для начала уточню, что это не был трюк — обещают одно, а затем появляются разные ограничения. Все было как обещали. Однако такие акции — дорогое удовольствие. Сказать однозначно, что они повторятся в этом году, тем более когда — не могу.

— А когда будет что–то совсем новое — мобильная е–подпись, мобильное ТВ?

— Проектом мобильной е–подписи сейчас занимается Lattelecom, который разрабатывает платформу. Tele2 тоже участвует в этом проекте. И когда система будет готова, мы ее предложим. Что касается мобильного ТВ, то я не очень верю в то, что люди будут смотреть телевидение по телефону. Думаю, что таких желающих будет очень мало. Все–таки для комфорта нужен большой экран.

— Спасибо за беседу.


Написать комментарий