Нефтепергонный завод: строить — не строить? 3

Человек -- существо с абсолютно противоречивой психологией и мышлением. Если мы, горожане, до сих пор скорбим по потере бывшего завода химического волокна, то жители Лауцесской волости, напротив, противятся строительству на своей территории нефтеперегонного завода (НПЗ).

Вам письмо!

Относительно размеренная жизнь председателя волости Инары Помяловой и ее жителей закончилась с получением 14 декабря прошлого года письма, в котором рижское ООО “Euro Oil Refinery” информировало руководство самоуправления о сооружении на его территории НПЗ с выделением для этой цели 55 га земли. Так же указывалось, что рассчетная мощность завода — 1 млн. тонн нефти в год, а планируемое число рабочих мест — 360.

После заседания волостного совета по этому вопросу информация потекла в народ, вызвав у людей неоднозначную реакцию, в основном, негативную: кому нужно такое соседство? 3 января с.г. в своем письме волость указала фирме, что прежде, чем начать строительство НПЗ, требуется провести публичное обсуждение проекта с жителями волости.

Волостной орган печати — информационный бюллетень заверил, что прежде ждет от фирмы иллюстрацию завода, проект, макет, другие данные и, самое главное, заключение экспертов о безвредности производства. Лишь после этого будет назначено время публичного обсуждения, которое продлится 4 недели.

Как руководитель самоуправления г-жа Помялова понимает, что НПЗ — это развитие волостной инфраструктуры, улучшение качества дорог, обновление системы водоснабжения, а также решение многих других жизненно важных проблем. В случае “пролета” проекта волость останется с тем, что имеет. По словам Инары Помяловой, решение вопроса будет обязательно зависеть от мнения людей: “Мы — не враги сами себе и лучше других понимаем серьезность ситуации.”

Кошмары будущего

Они рисуются в письме, поступившем в газету “Латгалес Лайкс” не от дилетанта, а от инженера-биотехнолога, по профессии более 20 лет проработавшего на Ливанском опытном биохимическом заводе, Татьяны Панковой. Некоторые цифры и факты заставляют задуматься.

Роза ветров в волости такова, что большую часть времени они дуют через территорию самоуправления в сторону Даугапилса со всеми вытекающими из этого последствиями. Автор ставит под сомнение возможность трудоустройства на НПЗ жителей волости, ссылась на опыт аналогичного российского Нижнекамского завода. Там средний возраст рабочих, отобранных на конкурсной основе, составляет 38 лет, многие имеют специальное образование. Из этого следует, что услуги местного населения для нашего НПЗ вряд ли понадобятся.

Или такой кошмар. Для переработки 6 млн. тонн нефти Орловскому НПЗ требуется 18 млн. тонн воды в год, из которых 12 млн. тонн возвращается в природу в виде растворов солей, тяжелых металлов, углеводородов и других отравляющих веществ. Т. Панкова сообщает, что истинный объем производства НПЗ в Лауцессе составит вовсе не 1 млн. тонн нефти в год, а, как удалось выяснить, 4,5 млн. тонн в год или 12,5 тысяч тонн в сутки. Для нашего НПЗ потребуется 13 с половиной млн. тонн чистой воды в год, или 37 тысяч тонн в сутки. А в Даугаву будет сброшено 9 млн. тонн за год или 25 тысяч тонн грязной отработки в день.

НПЗ, перерабатывающий 15-16 тыс. тонн в сутки, “поставляет” в год более 40 тысяч тонн отходов, которые нельзя хранить в негерметичных земляных емкостях. Как и любое производство, нефтеперерабатывающе чревато авариями с тяжелыми, порой непоправимыми для людей и природы последствиями. За последние 6 лет в топливно-энергетическом комплексе США и Европы произошло более 30 крупных аварий.

Помереть на свежем воздухе

Не вдаваясь в экономические и технические подробности, многие жители волости, в основном, пенсионеры, в том числе Виктор и Вероника Рутковские и Нина Панкова (на фото) хотят спокойно дожить свой век и “помереть на свежем воздухе”. При этом они ссылаются на печальный опыт Снечкуса, Игналины и Деменской свалки.

Безработная Ванда Шалковская рассуждает философски: “Хочешь быть счастливым один день — наешься, один месяц — напейся, один год — женись, 5 лет — разведись, а если хочешь быть счастливым всю жизнь — будь здоровым.” Но женщина, которой до пенсии еще далеко, не исключает, что при наличии НПЗ она, возможно, могла бы устроиться хотя бы уборщицей: “Пенсионеры хоть что-то имеют, а как жить мне?”

Безработная Виктория Румянцева и пенсионерка Станислава Оболевич не в восторге от идеи НПЗ. У Виктории трое детей — школьников, ей небезразлично их будущее, а особенно здоровье: “Волости от завода может что-то и перепадет, а нам?”.

Категорически против НПЗ 74-летний Бернард Боярун. Он привел пример, как его знакомый строитель, проживавший в Баку, богатом нефтеперерабтывающими комплексами, жаловался на соседство с подобным производством.

Почему бы и нет?

Жители Лауцесской волости Янис Расначс и лесник Луцесского лесничества Андрис Брунс, как они себя именуют, — энтузиасты экологического движения (всего 12 человек), показали место, где планируется строить НПЗ. В самом деле, трудно представить себе нефтепергонку подобного типа в этих живописных местах. Тем не менее один из жителей уже продал 30 га земли по 1 500 латов за один га, другой — около 12 га по такой же цене. Словом, процесс пошел…

Я. Расначс и его коллеги считают, что после строительства НПЗ дело пойдет по принципу “Дашь палец, отхватят руку”: без разрешения по территории волости потянутся коммуникации и начнется строительство других сопутствующих НПЗ объектов и сооружений. Энтузиасты считают, что наиболее подходящим местом для сооружения завода были бы Залюми с их пригодной для этой целей инфраструктурой.

Некоторые жители волости придерживаются практической точки зрения: почему бы не воспользоваться нефтью, перекачиваемой из России в Литву через территории самоуправления, и не сделать для себя экономическую выгоду? Тем более, что волость за предоставление возможности прогонки через себя нефти с каждым годом получает все меньше денежных средств. А что касаемо экологии, то вряд ли сильно озабоченная ею Европа даст добро на нефтеперегоночный беспдедел, если таковой будет иметь место. Подтверждение тому — закрытие Игналинской АЭС.

22.02.2005 , 10:55

Анатолий Крылов


Написать комментарий

Все правильно, только о "Некоторые жители волости придерживаются практической точки зрения:" можно было-бы так-же подробно, как и о тех кто против, было-бы совсем объективно.

Уважаемый автор, никак не могу уловить смысл в этой фразе: "А что касаемо экологии, то вряд ли сильно озабоченная ею Европа даст добро на нефтеперегоночный беспдедел, если таковой будет иметь место. Подтверждение тому -- закрытие Игналинской АЭС." Европу действительно не заботит наша экология, подтверждение тому - закрытие Игналинской АЭС, что влечет за собой загрязнение резкое ухудшение экологии в связи с увеличением выбросов в атмосферу продуктор сгорания угля, мазута и других экологически грязных энергоносителей. Уж если проявлять заботу об экологии, то не надо забывать о том, что после закрытия ИАЭС Литве придется платить колоссальные штрафы за загрязнение окружающей среды. Это не я придумала, это директивы ЕС.

Как писали пару лет назад Даугавпилсские газеты:- светлые нефтепродукты это сплошной криминал.Кого мы пускаем к себе в огород.

Зачем нам еще одна боль. Зачем нам, простеньким, потокать интересам ЛУКОВЫХ ОЙЛОВ, Бакложанов.

Давайте жить для себя.

Написать комментарий