Обязательное использование биотоплива – глупость Брюсселя

Ставшие обязательными биодобавки к бензину 95-й марки и дизтопливу на руку крестьянам, но не конечному потребителю: с 1 октября цена горючего в Латвии будет зависеть не только от стандартных факторов, но и от стоимости зерна с рапсом.

С 1 октября все латвийские АЗС будут обязаны торговать бензином 95-й марки с 5-процентной добавкой этанола, а соляркой — с примесью тех же 5% биодизеля. На прошлой неделе правительство Латвии приняло соответствующие правила, подготовленные Министерством экономики, пишет газета Бизнес&Балтия.

В обозримом будущем ни один водитель, скорее всего, перехода на биодобавки даже не заметит. По крайней мере никаких специальных обозначений для слегка “позеленевшего” топлива не предусматривается. На первых порах, скорее всего, не увидит он и разницы в цене. Смесь обычного и биогорючего торговцы торпливом могут получить или сразу от производителя, или на нефтебазе с акцизным складом. Впрочем, первый вариант можно считать чисто теоретическим, потому что если заправки закупают топливный микс у производителя, акциз на нефтепродукты придется платить в полном объеме. Смешивая же бензин и дизель на латвийских акцизных складах и с местными же ингредиентами — этиловым спиртом (он же этанол) или рапсовым биодизелем, коммерсанты имеют небольшую скидку по акцизному налогу. Если для обычного бензина он составляет 269 латов за 1000 литров, то для бензина с пятипроцентным содержанием этанола — 256 латов за тот же объем. Соответственно, акциз для стандартного дизтоплива равен 234 латам за 1000 литров, а с добавками биодизеля — 223 латам.

Однако, как предполагают торговцы горючим, эта скидка, скорее всего, на потребителе никак не скажется, а в перспективе при определенном раскладе может быть легко “съедена” другими издержками. Во-первых, объясняют они, располагающим необходимыми терминалами с акцизными складами предприятиям придется закупать биотопливо, где-то его хранить, смешивать, а это все оборудование и дополнительная работа. Так, по словам зампредседателя совета LUKoil Baltija R Хаима Когана, готовясь к новым требованиям, компания уже вложила в свою нефтебазу более 100 тыс. евро. Во-вторых, и биодизель, и биоэтанол являются биржевыми товарами, и соответственно, цены на них могут меняться весьма существенно. Таким образом, вместо одного фактора риска (мировых цен на нефть и продуктов из нее) мы получили два.
Правда, почти наверняка биодобавки будут местного происхождения. По данным Управления акцизных товаров Службы госдоходов, в прошлом году в Латвии была реализована 380841 тонна бензина и 803554 тонны дизельного топлива (включая маркированное). Как рассказал представитель Латвийской ассоциации торговцев топливом Ояр Карчевскис, в первом квартале этого года продажи бензина упали на 12%, дизтоплива — на 16%. При таком раскладе уже существующих отечественных мощностей по производству биодизеля хватает, чтобы покрыть нужды местного рынка в соответствии с упомянутой нормой в несколько раз, а вот по этанолу их пока явно недостаточно.

“Новый фактор риска действительно появился — это правда,— сказал Хаим Коган.— При этом надо также быть готовым к тому, что часть крестьян, выращивающих сейчас культуры для использования в пищевой промышленности, захотят переключиться на обеспечение производителей топлива, а это может сказаться на стоимости продуктов питания”. Этот побочный эффект “зеленой инициативы” Запада вовсе не фантастичен. Так, в прошлом году увеличение потребления этанола в Бразилии нехорошо сказалось на мировых ценах на сахар (там этанол, напомним, делают из сахарного тростника). В свою очередь переключение многих американских фермеров на выращивание кукурузы для производства биотоплива связывают с резким ростом цен на эту культуру в предыдущие годы. А в начале этого года профессор Университета Джавахарлала Неру Джайати Гош в статье, опубликованной в английской Guardian, утверждает, что продовольственный кризис, о котором в последнее время мировое сообщество подзабыло, никуда не делся. В частности она пишет, что недавние огромные ценовые колебания на продовольственном и товарном рынках в течение 2008 года были вызваны скорее спекулятивными сделками, чем изменением спроса и предложения. И хотя цены на сельхозпродукцию по сравнению с прошлым годом резко сократились, значительная часть населения слаборазвитых стран по прежнему не может за нее платить — нечем. А президент АО Dzintars Илья Герчиков, комментируя нововведение, прямо заявил, что сжигать в двигателях зерно в условиях, когда не то что в странах третьего мира — у местных жителей не всегда хватает денег на еду, — глупость, продиктованная Брюсселем.


Написать комментарий