Экс-премьер Латвии Айгар Калвитис: если бы я стал интересоваться делами контрразведки, то быстро лишился своего поста

Латвийская газета Neatkarīgā rīta avīze провела журналистское расследование факта использования местной контрразведкой (БЗС) несуществующих автомобильных номеров и опубликовала статью под названием "Вседозволенность БЗС стала демонстративной". Приводим ее текст полностью:

“Въехавшая поперек стоянки для инвалидов автомашина с пропуском министерства внутренних дел за ветровым стеклом, но самое главное с государственными регистрационными номерами, которые официально были уничтожены шесть лет назад – вседозволенность сотрудников Бюро по защите Ставерсме (БЗС) становиться все демонстративнее.

14 октября, в Риге, на бульваре Калпака недалеко от гостиницы Rīdzene на парковочном месте, предназначенном для инвалидов, была сфотографирован припаркованный автомобиль Mitsubishi Outlander с государственным регистрационным номером EH4914 и пропуском Министерства внутренних дел nr. 689 за стеклом. В МВД выяснилось, что пропуск в тот момент неизвестному псевдоинвалиду был выдан в соответствии с правилами министерства о порядке использования разрешений на въезд и стоянку, которые гласят, что пропуска можно выдавать должностным лицам министерства и структурных единиц, системным ведомствам министерства, а так же физическим и юридическим лицам и негосударственным организациям, которые по своей деятельности связаны с МВД и его системными ведомствами.

В начале МВД признало только то, что конкретное разрешение, выданное административным департаментом министерства по согласованию с госсекретарем, выдано не подчиненной организации МВД или кому-то из работников системы, а “одной из наших служб безопасности”. После повторного запроса информации, было признано, что эта служба безопасности – Бюро по защите Сатверсме, чье руководство и оценит “дисциплинарную ответственность персоны и необходимость применения дисциплинарного наказания”.

Пресс-представитель БЗС Байба Рата-Салиня в начале официально признала только то, что "Бюро по защите Сатверсме — субъект оперативной деятельности, у которого есть право использовать все оговоренные в законе “Об Оперативной деятельности” методы и формы работы. В том числе изготавливать и использовать документы и другие средства маскировки, чтобы скрыть структурные единицы субъектов оперативной деятельности, их служебные помещения, принадлежность транспортных средств и личности сотрудников".

Лишь после более тщательного выяснения обстоятельств всплыл факт, который сотрудница БЗС не упомянула: оказывается, регистрационные номера машины сотрудника БЗС, который был припаркован на стоянке для инвалидов, уже шесть лет считаются официально уничтоженными – таким образом автомобиль БЗС оборудован поддельными или неизвестным способом полученными в ДБДД государственными регистрационными номерными знаками.

“По данным регистра транспортных средств и их водителей, регистрационный номер EH4914 с 27.09.2001 по18.07.2003 был присвоен транспортному средству Toyota Camry светло серого цвета. 18.07.2003 упомянутый номер (EH4914) сменен на государственный регистрационный номер (..), который по-прежнему принадлежит Toyota Camry. 18.07.2003 государственный номерной знак EH4914 (два) передан и утилизирован Рижским отделением ДБДД. После 18.07.2003 регистрационный номер EH4914 повторно другим транспортным средствам не присваивался”, — такую официальную информацию предоставила Дирекция безопасности дорожного движения. Директор БЗС Янис Кажоциньш отказался дать ответ, на основании какого нормативного акта бюро или один из его сотрудников вмешивается в работу ДБДД и, возможно, незаконно получил в свое или БЗС распоряжение утилизированные номерные знаки.

Пресс-представитель БЗС от имени директора только сослалась на правительственные правила, согласно которым, “планы оперативной деятельности, организация, методика и тактика признаны государственной тайной и не может быть опубликована”. БЗС не пожелало пояснить, какой такой оперативный план деятельности был реализован 14 октября на стоянке для инвалидов с фальшивыми номерами и пропуском МВД за ветровым стеклом.

При этом директор БЗС и его пресс-представитель не подтвердили, но и не опровергли неофициальную информацию, что в распоряжении БЗС за прошедшие шесть лет таким образом попало около 80 официально уничтоженных транспортных регистрационных номерных знаков. Не был дан ответ и на вопрос, для каких целей они необходимы бюро в принципе и тем более в таком количестве.

В конце концов, Кажоциньш отказался отвечать и на вопрос, в курсе ли должностные лица, которые ведут парламентский контроль, о подобной практике БЗС. Вместо этого представительница БЗС заявила, что “бюро всегда предоставляло и в дальнейшем будет представлять депутатам комиссии Сейма по национальной безопасности запрашиваемую информацию и информацию, которая необходима для осуществления парламентского контроля”.

Председатель комиссии Сейма по Национальной безопасности Марис Кучинскис признал, что с весны депутаты комиссии дважды побывали а БЗС и ознакомились с ситуацией там, однако о такой удивительной практике использования официально уничтоженных регистрационных номеров, руководство бюро своих парламентских наблюдателей не проинформировало. После выхода этой информации наружу комиссия по Национальной безопасности на нее обязательно отреагирует.

И в распоряжении премьер-министра Валдиса Домбровскиса до этого тоже не было информации о том, что сотрудники БЗС перемещаются на автомашинах с номерными знаками, уничтоженными шесть лет назад, подтвердила пресс-секретарь премьера Лига Крапане: “Если в распоряжении журналиста есть такие факты, то премьер призывает их незамедлительно проверить, связаться с директором БЗС Янисом Кажоциньшем напрямую и приложить полученную в ДБДД справку. О результатах этого диалога Домбровскис спросит информацию у Кажоциньша. В свою очередь, если по какой-либо причине не удастся получить ответ от БЗС, просьба сообщить об этом в бюро премьера”.

Бывший премьер-министр Айгар Калвитис, чье желание сильнее контролировать спецслужбы в 2007 году привело к так называемой “революции зонтиков” признает, что во время его правления Я.Кажоциньш регулярно давал подробные отчеты, однако о такой практике никогда не упоминал.

“У меня, как премьера, в те времена не было возможности даже поинтересоваться работой этого “государства в государстве”, в котором у меня не было уверенности, что там действительно все происходит для пользы государства, так как учреждение фактически находилось и находится вне закона", — Калвитис отвечает на вопрос, что бы он, как руководитель правительства сделал бы, узнай он о таких методах БЗС. Экс-премьер еще только добавил, что в 2007 году узнай он что-то подобное, то, скорее всего, все бы закончилось не проверкой методов БЗС, а его собственным “вылетом”. Заявление со всеми перечисленными выше фактами получено и Генеральной прокуратурой ЛР".


Написать комментарий