Ни слова об СССР. Иначе тюрьма

Фото Оксаны Джадан.
Фото Оксаны Джадан.
Вчера Сейм собрался на внеочередное заседание, чтобы решить вопрос с языковыми квотами в электронных СМИ и утвердить кандидатуру генерального прокурора. Но только этим заседание не ограничилось.

Сейм прервал каникулы

Дисциплина превыше всего

Несмотря на 30-градусную жару, довольно дисциплинированно парламентарии добрались до своих рабочих мест. Видимо, для солидности многие были в темных костюмах. Обычно же летом слуги народа не очень охотно приходят в парламент, но поскольку скоро выборы, то прогулы могут повлиять на их рейтинг.

Ряду депутатов, как и некоторым журналистам, для того чтобы попасть в Сейм, пришлось пройти через металлодетектор, чтобы охрана Сейма, которая 1 июля перешла под контроль МВД, смогла убедиться, что они не принесли с собой что-нибудь запрещенное. Ранее аккредитованных журналистов не проверяли. Не говоря уже о депутатах Сейма.

Прокурора утвердили

Депутаты решили долго в Сейме не задерживаться и сразу же приступили к делу: сначала утвердили кандидатуру нового генерального прокурора. Им стал Эрикс Калнмейерс . За его кандидатуру проголосовали 54 депутата, против были 25, воздержались 12. После голосования новый генпрокурор сказал журналистам, что на встречах во фракциях Сейма ему было задано много серьезных вопросов о прежней работе и планах на будущее. Был и ряд неприятных вопросов.

В качестве первой задачи на новом посту Калнмейерс назвал улучшение работы старших прокуроров – при повышении требований к занимающим эти посты на всех уровнях. Калнмейерс считает, что работа на новом посту легкой не будет и от прогнозов своей деятельности воздержался. “Время покажет”, – только и сказал он, добавив, что его первый рабочий день на посту генпрокурора начался сразу же после положительного голосования в парламенте.

Вещание положили “под язык”

Затем депутаты перешли к рассмотрению закона об электронных СМИ, который президент вернул на доработку. По мнению Валдиса Затлерса, норма, согласно которой не менее 40% европейской аудиовизуальной продукции, транслируемой с 19 до 23 часов, должна быть на латышском языке, должна распространяться и на национальные, и на региональные вещательные организации, а время вещания нужно увеличить на один час – с 18 до 23 часов. Ранее Сейм принял законопроект, который устанавливал такие ограничения лишь для национальных телеканалов.

Депутаты президента поддержали.

Также в закон была внесена норма, предусматривающая, что 51% вещания в неделю должна занимать европейская аудиовизуальная продукция – за исключением новостных передач, спортивных трансляций, рекламы, телеигр и др.

При этом и национальные, и региональные СМИ должны обеспечить, чтобы не менее 65% всех передач, за исключением рекламы и т. п., были на государственном языке, а время их трансляции составляло не менее 65% общего объема вещания. Этот законопроект ранее вызвал возмущение Москвы, но во время своего визита в Ригу глава администрации президента России Сергей Нарышкин по этому поводу не высказывался. Более того, он передал Затлерсу приглашение посетить Россию. Значит, можно предположить, Москва решила особо не акцентировать внимание на этом законе. Впрочем, возможно, Россия обратит внимание на другой законопроект, который вчера Сейм передал на рассмотрение комиссий.

За прославление СССР – тюрьма?

Партия “Гражданский союз” разработала проект поправок к Уголовному закону. Они предусматривают уголовное наказание “за поддержку агрессии СССР или нацистской Германии”. Согласно законопроекту лицу за попытку поддержки, оправдания или отрицания тоталитарной агрессии будет грозить до трех лет лишения свободы или штраф до 60 минимальных зарплат. После рассмотрения на комиссиях законопроект должен будет рассмотреть Сейм в трех чтениях.

“Пчелы” добились поправки

Вчера на внеочередном заседании Сейма была принята поправка ЗаПЧЕЛ к закону об обществах и фондах.

В первом чтении Кабинет министров предложил поправку, которая предполагала следующее: ту или иную общественную организацию могут не зарегистрировать лишь на том основании, что компетентные органы считают, будто бы она несет угрозу для безопасности страны и общества.

Отметим, что изменения к закону были инициированы министром юстиции еще в июле 2005 года после “школьной революции”. Правящие, напуганные массовостью протестных выступлений, решили создать рабочую группу, чтобы разработать законодательные нормы, ограничивающие свободу регистрации неугодных обществ. Однако в статье 17-й существующего закона уже есть определенные ограничения. Так, обществу откажут в регистрации, если его цели противоречат Конституции ЛР, латвийским законам и международным обязательствам нашей страны.

Фракция ЗаПЧЕЛ считает поправку Кабинета министров антиконституционной, так как она нарушает принцип презумпции невиновности. Организации, которая даже не начала свою деятельность, заранее приписывается злой умысел. Юридическая комиссия Сейма согласилась с доводами ЗаПЧЕЛ, и противоречащая принципам демократии норма была вычеркнута из закона об обществах и фондах.

- Законопроект пролежал более двух лет в комиссии, поскольку правящие понимали нелегитимность поправок, внесенных Кабинетом министров, но не решались принять правильное решение, не хватало политической воли, чтобы их отменить, – заявил депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ  Юрий Соколовский .

Наталья СЕРГЕЕВА.


Написать комментарий