Лембергс: мы не сможем вернуть кредиторам в общей сложности 2 миллиарда 3

фото mixnews.lv
фото mixnews.lv

Айвар Лемберг считает, что кредиторы могли бы не требовать назад свои денежки, а оставить их нам — в качестве компенсации за шоковую терапию и разруху начала 90–х.

Мэр Вентспилса по–прежнему на олимпе латвийской политики. Более того, его влияние после выборов только возросло. В интервью он анализирует ситуацию с бюджетом, с пенсиями и с нашими международными обязательствами

— Г–н Лемберг, вы согласны с планом консолидации, который подготовило правительство?

— Это не консолидация, а, извините, черт знает что! Прежде чем консолидировать бюджет, мы должны определиться, когда и в каком объеме Латвия сможет выполнить свои международные обязательства. Исходя из этого и нужно проводить консолидацию. Я лично в корне не согласен с планами краткосрочной консолидации, поскольку очевидно, что мы не сможем в 2014 и в 2015 годах вернуть кредиторам в общей сложности 2 миллиарда евро! Это значит, что мы должны вести разговор о выплате долга в течение 20 лет.

Но справедливее было бы настаивать на бессрочном выполнении обязательств, то есть погасим свои задолженности тогда, когда сможем. Если вообще сможем… Фактически Евросоюз должен рассматривать выданный нами кредит как помощь демократической Европы народу Латвии за те жертвы, которые латвийцы понесли при переходе из социализма к капитализму, от плановой к рыночной экономике. Как компенсацию за последствия от шоковой терапии, двух кризисов… Именно об этом правительство должно говорить с кредиторами, а не о том, как бы нам урезать пенсии и повысить налоги.

Теперь что касается конкретно бюджета на нынешний год. Я беру фактические расходы бюджета за прошлый год, сравниваю его с фактическими расходами бюджета на этот год и… не верю своим глазам! Текущие расходы бюджета–2011 выросли за год на 51 миллион! То есть мне пытаются внушить, что синонимом слова “сокращение” является “увеличение”! Я–то еще со школьной скамьи помню, что это слова–антонимы. Вы только представьте: правительство сперва увеличивает расходы бюджета, а потом месяцами ломает голову над тем, как сократить расходы!

Начинать сокращение расходов нужно с госаппарата. Нас уверяют, что количество чиновников сокращается. Если так, то должно было сократиться количество офисов, должен был сократиться фонд заработной платы. Но не тут–то было! Пока чиновники еще ни одно здание не освободили, не отказались ни от одного помещения, арендуемого у частного домовладельца. Фонд заработной платы вырос на 27 миллионов! Сейчас, правда, он сокращается на 2 миллиона, но все равно остается рост в 25 миллионов! Дальше — больше. Расходы на командировки вырастут на 1 миллион! Будь моя воля, я бы объявил, что всякий рост расходов на госуправление замораживается до лучших времен!

Уже давно нужно было провести анализ и составить четкую смету, подсчитать все расходы госуправления до сантима: сколько в госуправлении служебных авто, сколько тратится на аренду, на компьютеры, на мобильные телефоны… Чтобы у каждого министра была совершенно четкая картина трат на бюрократию. Тогда можно было бы и подготовить план урезания расходов по каждой позиции. Вот с чего нужно начать так называемую консолидацию. Мне непонятно, почему это нельзя сделать.

— Представители премьерского блока уже предупреждают о том, что нужно будет начать дискуссии по снижению пенсий или, точнее, прибавок к пенсиям за трудовой стаж.

— Как мы знаем, в стране снова растет инфляция и по итогам этого года она достигнет, как пить дать, 4 процентов от ВВП. Это значит, что доходы пенсионера и так сократятся, поскольку за свои, например, 200 латов пенсионер сможет купить намного меньше продуктов и лекарств, чем в прошлом году. Куда же еще уменьшать пенсии? Очевидно, что сокращение прибавок к пенсиям даст совершенно незначительную экономию. Я бы даже сказал, что экономии не будет вовсе, поскольку часть пенсионеров сразу же перейдет в категорию малоимущих и самоуправлению придется платить этим людям пособие. Ясно, что и в следующем году инфляция будет высока и снова доходы не только пенсионеров, а всех жителей Латвии снизятся. Поэтому нужно эти разговоры об урезании пенсии прекратить и не заниматься глупостями.

— Вы не обиделись на министра финансов Вилкса, который назвал вас "чемпионом по болтовне"?

— Вы знаете, когда у человека нет аргументов, то он просто обзывается. И такая реакция г–на Вилкса показывает, что ему нечего возразить по существу. А вообще г–н Вилкс как меня только не называл в разного рода интервью! Даже бароном Мюнхгаузеном! Но я не обижаюсь, Мюнхгаузен — это всемирно известный литературный герой! Я все–таки призываю министра финансов прислушаться к моим рекомендациям и начать действовать по–хозяйски. Увы, пока вместо того, чтобы навести порядок в финансировании госуправления, представители правительства снова грозят нам закрытием больниц, вузов, школ. Во–первых, региональные больницы минздрав закрыть даже не может, они все принадлежат самоуправлениям. А во–вторых, прежде чем что–то закрывать, нужно ответить на ключевой вопрос: отвечает ли больница, например, в Мадоне или Кулдиге определенным стандартам качества? Проще говоря, способна ли эта больница обеспечить оказание качественной медпомощи и создать для больных нормальные условия для лечения? Если нет, то тогда давайте разбираться, в чем причина: может, нет врачей нужной квалификации, или необходим ремонт в помещениях, или еще какая–то причина. Недопустимо закрывать стационар только на том основании, что он находится не в Риге, а в Руйиене или Бауске.

Так же и с вузами. Нельзя просто брать какие–то факультеты и закрывать их, то бишь механически срезать финансирование. Где критерии — почему мы закрываем этот факультет, а не другой? Главный критерий, разумеется, это качество подготовки студентов. Если выяснится, что выпускники не в состоянии выдержать проверку на госэкзаменах, тогда действительно встает вопрос: а нужны ли нам такие факультеты и не стоит ли аннулировать аккредитацию. Но подчеркну: подобные решения нужно принимать, базируясь на объективных показателях, а не потому, что в вузе Х ректор принадлежит к другой партии.

— Реально ли, на ваш взгляд, возродить в Латвии промышленность?

— Можно, но крайне сложно. Мы в Вентспилсе за последние 8 лет открыли 20 небольших производств, но это позволило нам создать 2 тысячи рабочих мест. Но, конечно, для индустриализации Латвии необходимы большие инвестиции. Частично здесь можно и нужно использовать средства Евросоюза. Однако я хотел бы дождаться помощи от наших друзей. Вы знаете, кто сегодня помогает нашей экономике? Швейцария и Норвегия! Норвежцы подарят нам до 2013 года в общей сложности 38 миллионов евро. Спасибо им, конечно, большое. Но эти страны не являются нашими стратегическими партнерами, они даже не являются членами Евросоюза. Нашим же главным союзником являются Соединенные Штаты. Они должны были бы нам помочь материально, ведь Латвия потерпела страшные потери от третьей мировой войны, которая имела место после распада советской империи. Мы лишились людского потенциала, потеряли предприятия, урон был нанесен всей инфраструктуре… Конечно, мы вправе были рассчитывать на поддержку союзника. Однако помощь США сегодня равна нулю! Транзит в Афганистан — это просто обычная транспортная логистика, не более того.

Если бы США относились к нам как своему ближайшему соратнику, то оказали бы нам помощь до 2013 года в объеме 2,5 миллиарда латов. В Ираке и Афганистане американцы в месяц тратят больше! Кстати, я давно призывал вывести наших военных из Афганистана, оставить там одного инструктора — просто чтобы наш флаг там висел. Это дало бы еще 13 миллионов экономии.

— Как вы оцениваете недавний визит президента Латвии в Россию?

— Сама атмосфера визита, уровень переговоров свидетельствуют о том, что произошел прорыв. Таких отношений с Россией у нас не было, наверное, последние 16 лет — с момента вывода российских войск, когда закончился определенный этап в наших отношениях. Я могу только приветствовать стремление России построить скоростную железнодорожную магистраль. Был поражен, что несколько наших евродепутатов — Роберт Зиле, Сандра Калниете, Кришьянис Кариньш усмотрели в этом проекте угрозу безопасности Латвии. Видимо, эти политики там в Брюсселе зажрались и совершенно не чувствуют, в каком бедственном положении находятся тысячи латвийцев. Эта позиция страшно далека от интересов Латвии и Евросоюза.

— Может ли Союз зеленых и крестьян поддержать повторное избрания Затлерса президентом?

— Во–первых, мое влияние на СЗК сильно преувеличено, далеко не всегда коллеги по объединению со мной соглашаются. Во–вторых, мы пока еще не обсуждали кандидатов в президенты, но полагаю, что г–н Затлерс — это сильный кандидат. Другое дело, что соросисты будут обязательно пытаться протолкнуть своего претендента. Может, они это сделают через "Единство", или через какие–то общественные организации. Во всяком случае, влияние соросистов на латвийскую политику не уменьшилось, и выборы омбудсмена наглядное тому подтверждение. Кандидат от "Единства" — это как раз человек соросистов.


Написать комментарий

Скажите вы часто ипользованную туалетную бумагу чистите и обновляете?вот именно!так же и сша поступают с латвией.нужна для развала ссср-в дело надо для тявканья на Россию-в дело а потом это вторсырье.интерес теряеться.а вы о помощи говорите...

лемберга в президенты и дать ему всю власть!!! оопааа тогда все обосрутся....

lembergs - edinstvennij komu mowno doveritj stranu ! vse ostaljnie vorjo, mowet lembergs towe voroval - no v nem ewe estj misli o latvii i ljudjah dlja takogo i ne walko 4to voroval- posmotrite na ventspils, ja ho4u 4tobi kawdij gorod latvii stal hotj 4uytka pohowij na nego !

Написать комментарий