Латвийские гастарбайтеры считают, что стали жертвой банального мошенничества

В конце прошлой недели стало известно, что Министерство финансов в экстренном порядке собирается разработать новые поправки к Закону о подоходном налоге с населения. Все для того, чтобы улучшить положение латвийцев, работающих за рубежом. Со слов парламентского секретаря МФ Илзе Винкеле, благодаря новым поправкам гастарбайтерам не придется погашать разницу в налогах. Как отметили в министерстве, большая часть работающих в ЕС латвийцев не платят налог, так как, видимо, просто не знает об этом. Поправки требуется принять срочно, пока Закон о подоходном налоге открыт. Планируется, что изменения, если они, конечно, будут приняты, вступят в силу с 1 января 2012 года.


Есть и еще один нюанс. В министерстве объяснили, что новые поправки будут относиться лишь к следующим годам, а за прошлые все–таки придется заплатить существующую разницу. "Закон не имеет обратной силы, поэтому будем думать о каких–то мероприятиях по амнистии для тех, кто должен платить, но кто не сделал это", — сказала Винкеле. По мнению парламентского секретаря, полное освобождение от выплат было бы несправедливо по отношению к тем налогоплательщикам, которые честно заплатили разницу.

Казалось бы, гастарбайтерам теперь можно облегченно выдохнуть и радоваться. Но разговоры об "амнистии" вызвали еще более сильную бурю негодования.

— Спасибо, но мне не надо никаких амнистий, так как я не являюсь преступником. Путь лучше Латвия теперь подумает о том, как выпросить себе амнистию у народа. Служба госдоходов (СГД) ставит свои интересы выше Сатверсме и международных договоров. Фактически правила СГД вообще не имеют юридической силы, и это скажет вам любой юрист! Их правила равноценны рецептам из кулинарной книги. Они носят рекомендательный характер. Грубо говоря, весь этот ажиотаж и попытка получить наши деньги — просто нарушение закона. СГД, ссылаясь на свои правила, пытается незаконно вымогать деньги. Это мошенничество в крупных размерах и рэкет. Это мое личное мнение! — заявил Игорь, который вот уже который год работает в Бирменгеме. Со слов Игоря, те, кто заплатил СГД, просто наивные жертвы мошенничества. Говорят, кстати, что похожую манипуляцию с налогами пытались практиковать и в Польше, но народ быстро засудил польских налоговиков в суде Страсбурга.
Аналогичного мнения придерживаются и многие другие латвийцы, проживающие и работающие вне Латвии.

— Это же мошенничество на миллионы латов! Латвия должна не только вернуть эти деньги тем, кто заплатил разницу в налогах, но и заплатить им компенсации. А виновные должны предстать перед судом. И как не стыдно этим аферистам еще рассуждать о каких–то амнистиях?! В Латвии нас лишили всего — разрушили нашу жизнь, лишили работы, а теперь пытаются еще ободрать как липку! — возмущается Павел из Ирландии.

Напомним, что в последние годы число поданных гастарбайтерами деклараций увеличилось. Некоторые добровольно оплачивали разницу в налогах. Статистика показывает, что за 2008 год 1000 лиц, работающих за границей, подали декларации и заплатили в казну 2 млн. латов. В свою очередь, в 2009 году уже было подано 8800 деклараций, а в бюджет было заплачено 4 миллиона. Таким образом, только за последние несколько лет гастарбайтеры заплатили в виде налогов 6 миллионов латов. Немало, правда? А не обидятся ли теперь эти честные налогоплательщики на тех, кого "амнистируют"? Резонный вопрос, которым, видимо, сейчас задаются все.

Возмутил людей и тот факт, что в Министерстве финансов заявили, что закон не имеет обратной силы. Дело в том, что, согласно всем нормам, закон не имеет обратной силы в том случае, если он ухудшает положение субъекта, но если улучшает, то закон может работать задним числом. Если так, то платить не надо будет даже тем, кого СГД успеет поймать до того, как поправки вступят в силу?

Пока, однако, это только предположения. В Министерстве финансов не смогли ответить "Вести Сегодня" ни на один из заданных выше вопросов, потому что "поправки только начали обсуждать". На вопрос о том, что действующее законодательство вроде бы и так освобождает гастарбайтеров от уплаты налогов (о чем, как уже писала "Вести Сегодня", становится ясно из приговора административного суда от 17 ноября 2010 года), в Министерстве финансов ничего сказать не смогли — удивились и попросили прислать им это решение суда. Соответствующие запросы нами также сделаны в Бюро омбудсмена. Ответить нам обещали в ближайшие дни.

Что касается непосредственно Службы госдоходов, все более–менее ясно. В СГД по–прежнему придерживаются позиции о том, что налоги латвийцы, работающие за рубежом, должны платить: "Конвенция о запрете двойного налогообложения позволяет платить людям только разницу в налогах, а иначе гастарбайтеры были бы вынуждены платить налоги в полном объеме и в Латвии, и в той стране, где работают. Согласно нынешнему законодательству, от уплаты налогов освобождаются только нерезиденты страны. Процедура получения статуса нерезидента описана в наших нормативных актах. Каких именно, мы пока сказать не можем. Но нашим специалистам уже дали задание их найти. Статус резидента — нерезидента не может меняться автоматически. И СГД не может по собственной инициативе изменить статус человека, если он об этом не просил! Боимся мы исков в суд с требованием вернуть налоги? Нет. Обращаться в суд — право каждого человека".

Вопросов, как говорится, больше нет. Ну разве только один: что–то не припомню, чтобы я обращалась с заявлением в СГД с просьбой признать себя резидентом. Неужто дали автоматом?

Кстати
В ноябре 2010 года административный суд вынес решение по делу некой И., которая несколько лет жила и работала в Ирландии. Она вернулась на родину и получила уведомление от СГД о том, что должна заплатить 5340,71 лата (подоходный налог за 2006 и 2007 годы в размере 3213,05, за опоздание с оплатой — 521,13 лата, а также штраф в размере 1606,53 лата). Представители СГД настаивали на том, что И., несмотря на то что в 2006 и 2007 годах работала в Ирландии, являлась резидентом Латвии, так как она имеет тут декларацию места жительства, тут находится ее имущество, к тому же она получила кредит и проводила другие финансовые операции. В рамка дела фигурировал ответ из Министерства финансов от 17 августа 2009 года "О статусе плательщика налогов". В письме Министерство финансов, ссылаясь на 4–й пункт конвенции о запрете двойного налогообложения и на третью часть пункта 14 Закона о налогах и пошлинах, констатировало, что с 2004 по 2007 год местом проживания Илоны была не Латвия и поэтому с 2004 года она не является резидентом Латвии. Резидентом ЛР ее можно считать лишь с 2007 года, когда она вернулась в Латвию. Вердикт суда был однозначный: заявление И. удовлетворить, а решение СГД отменить.


Написать комментарий