В Латвии появилась группа людей, намеренных создать первое экопоселение

На Западе экологические поселения появились в 60–е годы прошлого века, и это была попытка жителей мегаполисов уйти назад, к природе, к жизни простой и гармоничной.

Бегство от цивилизации?

"У нас нет протеста ни против города, ни против системы, ни против правительства! Мы просто хотим жить по–другому и перестать быть "белками в колесе", — поясняют Екатерина и Михаил Брезгуновы. Катя и Миша воспитывают трех дочерей. Миша — успешный программист, работающий как в Латвии, так и за границей. Их друзья — тоже успешные предприниматели, имеющие крепкие семьи.

Все они решили отказаться от амбиций, карьеры и уехать из города для создания экопоселения. Они даже приобрели участок земли в 140 км от Риги, в районе Гайзинькалнса. Поясняют, что земля будет принадлежать общине, а каждый член этой общины будет арендовать участок для строительства своего дома. Но ведь и любой человек и так может просто купить "домик в деревне" и жить на природе?

— Да, это можно сделать, — соглашаются Брезгуновы. — Но мы хотим не просто жить на свежем воздухе и выращивать чистые продукты, мы все вместе хотели бы создать именно общину единомышленников, собрать вместе людей, которые будут по–другому относиться не только к самим себе и природе, но и друг к другу. Наше капиталистическое общество, отчуждение, индивидуализм не дают этой возможности, поэтому мы желаем запустить другую программу внутри человека.

Екатерина добавляет, что совместное проживание с духовно близкими людьми позволит членам общины развиваться более динамично и в заданном ими самими векторе. А "домик в деревне" — это все–таки замкнутое существование одной отдельно взятой семьи.

"Одним уйти на природу — скучно! — соглашается Михаил. — Мы люди активные, любознательные, поэтому социальные связи для нас важны. И нам, и нашим детям, которые дружат между собой, прежде всего необходимо общение!"

Огород — общий

Главная идея таких общин — бережное отношение к природе. Экопоселенцы активно используют альтернативную энергетику: солнечные батареи, ветряные двигатели, мини–ГЭС, а также особые технологии сельского хозяйства. Екатерина и Михаил говорят, что они с друзьями намерены следовать этому принципу, поэтому дома будут строиться по особой скандинавской технологии — супертеплые. И, конечно, только деревянные. А иначе что это было бы за экопоселение? А поскольку участок земли находится на высоте 200 метров над уровнем моря, то ветряк здесь будет очень даже эффективен.

— Мы собираемся поставить теплицы, чтобы совместными силами выращивать овощи, — поясняет Екатерина. — Это не будет колхозным хозяйством, ведь в колхозе главным было производство, а наша цель — самообеспечение "правильными" продуктами питания. Но общее приусадебное хозяйство позволит сэкономить силы и время. Индивидуальных грядок не будет — только клумбы возле дома. Есть даже идея создать общую столовую, где, возможно, откроем и оригинальное кафе. Меню — вегетарианское. Мы и наши друзья отказались от мяса, поэтому на территории общины не будет никаких животноводческих ферм. Даже курятников!

В поселении будут построены дома разного типа — из бруса, из соломы, бревенчатые. Фактически все виды экологичных построек! И непременно гостевые дома. Для того, чтобы люди, которые только слышали о дауншифтинге, имели возможность в экспериментальном порядке пожить простой жизнью, испытать свои силы и возможности. Или просто совершить паломничество в экопоселение, чтобы потом вернуться к своему прежнему существованию. Если, конечно, захочется… Такая своеобразная "клиника неврозов".

Учителя–гастролеры

"В Латвии пока нет ни одного экопоселения, в соседних Литве и Эстонии, насколько я знаю, тоже. А на Западе они очень популярны, — поясняет Михаил. — Поселения такого типа возникли одновременно с движением хиппи. Это было время, когда усилился интерес к внутреннему миру человека и одновременно к экологии. А недавно в Европе создан союз экопоселений — GEN — Europe. Самое, пожалуй, известное экопоселение — община "Финхорн" в Шотландии. Его основали 40 лет назад несколько семей. Они взяли в аренду (не было денег, чтобы выкупить) небольшой участок земли и жили в обычных вагончиках. К удивлению соседей, эти люди начали разводить овощи. Земля была песчаной, но результаты превзошли все ожидания, и "Финдхорн" прославился. Появились другие семьи, а сейчас там уже построено несколько десятков экологических домов.

В России много пишут про общину "Китеж" в Калужской области, но там другая идея — педагоги воспитывают группу детей–сирот. Есть поселения в Ленинградской области и Карелии. Есть религиозная община последователей Виссариона в Красноярском крае, где тоже ведется натуральное хозяйство. Идеи, которые объединяют людей, создающих такие поселения, самые разные. По сути дела, даже православные монастыри — это общины близких по духу людей, которые нередко ведут собственное хозяйство и сами себя обеспечивают".

Откажутся ли латвийские эскаписты от таких благ цивилизации, как телевидение и Интернет? Отвечают, что нет: разрыв связей с большим миром в их планы не входит. А если возникнут разногласия между членами общины или кому–то станет трудно жить в коммуне, подчиняясь ее законам?

— Все, кто вступит в эту общину, должны будут подписать коллективный договор. Его условия еще разрабатываются, — отвечают супруги.— Мы прекрасно понимаем, что конфликты и противоречия вполне вероятны, поэтому коллективный договор должен содержать пункт, согласно которому община должна иметь возможность выкупить дом своего товарища, если он пожелает покинуть поселение или если нарушает установленные правила общежития.

А как дети будут ходить в школу? Неужто придется возить их за 140 км в Ригу. "Дети будут обучаться силами самих поселенцев или их определят в соседнюю сельскую школу, которая сегодня используется процентов на 15%, — делятся своими планами Брезгуновы. — Есть еще вариант: первый российский миллионер Герман Стерлигов, перебравшийся с Рублевки в деревню Московской области, приглашает учителей на пару дней к себе — те работают вахтовым методом, дают задания и уезжают, возвращаясь через неделю. Схема еще выстроится, в зависимости от того, сколько детей будет проживать в нашей общине".

Число детей пока точно неизвестно. Так же как и число взрослых. Катя и Михаил говорят, что двери общины открыты для всех, кто хотел бы прекратить свой бег по кругу и заняться духовным развитием. Брезгуновы и их друзья уверены, что именно за такими людьми будущее. И это будущее надо строить сегодня — пока последняя латвийская рыба еще не съедена и последнее дерево еще не вырублено…

Контакты

Все, кто заинтересуется экопоселением, могут связаться с Екатериной Брезгуновой: 29349000, ormuza@gmail.com.


Написать комментарий