Хорошие ли мы ученики?

Один год и один месяц Латвийская Республика является страной-участницей Европейского союза. Что изменилось за это время? Преждевременно было бы делать однозначные выводы, но некоторые тенденции наметились.


Законотворчество и чиновники


Прежде всего меняется роль Сейма. Он делегировал значительную часть своих законодательных полномочий европейским институциям. При этом существенно усилилась роль правительства, представители которого все активнее занимаются законотворчеством и представляют интересы нашего государства в Евросоюзе. Не приведет ли это к доминированию исполнительной власти над законодательной? Такая опасность существует, и ее отчасти можно считать угрозой эффективному демократическому устройству государства.

Национальные парламенты стран-участниц ЕС не имеют прямого влияния на принятие решений европейскими институциями. Иногда депутатам Сейма выделяется всего несколько часов для ознакомления с выработанными министерскими чиновниками позициями. Возможности отклонения плохо подготовленной позиции сильно ограничены или даже исключены.

Хотя, конечно, возможно внеочередное заседание Кабинета министров, теоретически даже возможен визит представителя нашей исполнительной власти на заседание Совета министров ЕС с пустыми руками, без утвержденной Сеймом позиции. Возможна даже отмена такого визита. Реакцию Европейского союза в этом случае несложно спрогнозировать…

Нельзя забывать и о политическом аспекте вопроса: отклонение депутатами той или иной официальной латвийской позиции можно рассматривать и как попытку расшатать правительство. Поэтому и появляются невыгодные, даже неожиданные для Латвии европейские директивы.

Расплачиваются за низкий уровень политической ответственности (или нехватку опыта?) жители Латвии.

Выход один – должны быть существенно увеличены полномочия Комиссии Сейма по европейским делам.

Парламентарии должны участвовать не только в утверждении позиции Латвии, но и в ее разработке. Пора переходить на скандинавскую модель «активного парламента», при которой министры и чиновники отчитываются перед депутатами о проделанной в европейских институциях работе и несут за нее ответственность.

Деятельность чиновников, представляющих интересы Латвии в Европе, заслуживает отдельного разговора. Ясно, что часть из них оказались недостаточно подготовленными для работы в новых условиях.

Молодым везде у нас дорога?


К сожалению, полностью подтвердились мои опасения по поводу нехватки в Латвии квалифицированных специалистов-юристов, экономистов, переводчиков, которые могли бы работать в европейских институциях Брюсселя, Люксембурга, Страсбура. А это ведь хорошо оплачиваемые рабочие места!

По-прежнему остается немало не заполненных латвийскими специалистами квот. Латвийские вузы могли бы восполнить этот пробел, готовя специалистов, отвечающих современным требованиям рынка.

Бизнес-среда и народное хозяйство


Возможно, следует подумать о законе о лоббизме, используя, например, американский опыт. При всех недостатках легализация этого явления способствовала бы прозрачности и контролю, поступлению доходов в казну государства.

Необходимо наладить взаимовыгодное сотрудничество между людьми, представляющими академические круги и научную мысль, общественные организации и предпринимателей. Пока же мелкие и средние предприниматели по-прежнему ощущают недостаток помощи со стороны государства.

Обращает на себя внимание и другая тенденция – все меньше у нас чисто латвийских предприятий. Часть предпринимателей осваивает европейские структурные фонды. Около пяти процентов трудоспособных жителей Латвии работают в Европе. После привязки лата к евро ухудшились статистические показатели нашей страны на фоне «старых» государств Европы. Сегодня мы являемся самой бедной страной ЕС с самым высоким уровнем инфляции.

Но товарооборот между Латвийской Республикой и другими странами Европейского союза неуклонно увеличивается. Что же касается роста цен, то не думаю, что это связано с нашим пребыванием в ЕС, скорее это результат «плодотворной деятельности» правых партий по претворению в жизнь своей пиратской идеологии и системы ценностей.

Постепенно появляется ясность, кто может претендовать на европейские деньги. Серьезные проблемы возникли у рыболовецкой отрасли. Это и квоты на вылов трески, и отправка судов на металлолом, и трудности с переквалификацией рабочей силы. Эту сферу могут спасти от кризиса только эффективные правительственные программы.

Были выявлены проблемы со свободным передвижением рабочей силы (эпизод с латвийской строительной компанией в Швеции). Время покажет, было ли это печальным исключением или же подобные инциденты, идущие вразрез с основными принципами ЕС, будут повторяться.

Для преодоления значительной части этих негативных тенденций особенно много предстоит еще сделать министерствам иностранных дел, экономики и земледелия.

Учиться сотрудничать, а не конфликтовать!


Качество сотрудничества с европейскими институциями, странами ЕС и другими соседями зависит иногда от сиюминутных экономических интересов и международной ситуации. Поэтому у официальных представителей нашего государства часто возникают проблемы с поиском союзников. Тут нам надо стремиться к улучшению регионального сотрудничества с соседними странами, воздерживаясь от принятия разного рода максимально политизированных деклараций «по осуждению ошибок прошлого».

Один год и один месяц оказались слишком маленьким сроком для того, чтобы научиться использовать преимущества вступления в Европейский союз. И только от нас самих зависит, насколько способными, сообразительными и усердными учениками мы окажемся в дальнейшем.

11.06.2005 , 11:49

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий