Соединение газопровода с Польшей Латвии выгодно

фото Gaz-System
фото Gaz-System

Издержки на создание новой газовой инфраструктуры потребителям компенсирует более доступная благодаря этим улучшениям цена, пишет Dienas bizness. По словам председателя правления польской компании Gaz-System (GS) Яна Хадама, разница в цене газа зимой и летом заставляет Польшу с надеждой смотреть на латвийские газохранилища.

Комментируя в интервью газете проект межсоединения газопроводов Польши и Латвии, Хадам пояснил: первая выгода для Латвии – доступ к европейскому газовому рынку, что означает конкуренцию для «Газпрома».

«Вы всегда сможете продолжить закупать газ у России, и я считаю, что Россия останется главным поставщиком Европы. Но проблема не в том, кто поставляет, а в том, сколько газ стоит», – сказал польский эксперт.

Второй положительный для Латвии момент – использование уже существующих в нашей стране емкостей хранилищ. «У вас они пропорционально очень велики: при существующих объемах потребления в 1,8 млрд. куб.м в год вы можете хранить все 2,5 миллиарда. Польша же с ее потреблением в 15 млрд. куб.м может хранить всего 1,8 млрд. куб. м газа», – отметил Хадам. Смысл межсоединения в том и есть: получить доступ к крупным объемам газа, с тем чтобы закупать топливо его впрок, когда оно дешевле, и продавать, когда подорожало.

«Мы в Польше используем зимой втрое больше газа, чем летом, и возможность хранить больше газа компенсирует нам нашу собственную систему. Таково бизнес-мышление – думать нужно всегда о цене. Прошлой зимой газ в Польше стоил вполовину дороже, чем летом. Так что по всей этой системе нужно создавать цепочку: доступ к мировому газовому рынку, газохранилищам и эффективные трубопроводы», – считает глава Gaz-System.

На вопрос DB, не влетит ли создание такой сбалансированной системы в копеечку, Хадам пояснил, что это чисто обывательская точка зрения: когда люди слышат о строительстве газового терминала или еще чего-то подобного, они всегда волнуются, что за это в итоге заплатит конечный потребитель.

«Но это не так. Я бы сказал – за это не заплатит никто, – подчеркнул эксперт. – В общей структуре ценообразования газа в Польше на долю инфраструктуры приходится 7%. В Германии, где рынок крупнее, это 5%. Но абсолютная, львиная доля – стоимость самого газа. Получив счет, потребителю важно понимать, что в нем содержится и плата за транспортировку, за возможный терминал СПГ или газопровод, и все-таки то, что вы платите за СПГ, это практически пустяк, но сама цена газа никогда не будет меньше 60-70% общей суммы. Поэтому удорожание инфраструктуры на 20% отразится в общем счете как рост на 1%. Но, так как вы уже добились снижения стоимости газа на 20%, фактически ваши издержки сократились примерно на 15%».

Как пояснил Хадам, снижение стоимости газа – и есть главная цель проекта, потому что он позволит построить дорогую инфраструктуру, но доплачивать за нее никому не придется – соединение окупится.

«Допустим, летом тысяча кубов стоит 300 долларов. Зимой это уже 500-600 долларов! Стоимость же хранения газа в Латвии – каких-то 30 долларов за тысячу кубометров», – объяснил Хадам принцип подхода к закупкам. Конечно, Польше выгоднее купить газ летом и хранить его до зимы в Латвии.

Польша сейчас реализует крупный проект строительства терминала сжиженного природного газа в Свиноуще, рассказал он. Этот проект воплощается под неусыпным оком ЕС с рядом жестких требований, но «даже если мы будем держать эти емкости пустыми, это – аргумент в переговорах о цене» (с «Газпромом»), заявил предприниматель. Терминал представляет собой полностью новый порт и причал для газовых танкеров, а также емкости высотой 60 м и 80 м в диаметре. Всё это планируется достроить в будущем году.

Дифференциация поставок позволяет снизить риски: как в плане ценового диктата РФ, так и избежать энергетического коллапса, ведь прошлой зимой охваченная неожиданно сильными морозами Европа мерзла – российского газа ей не хватало. Если еще в прошлом году Польша импортировала всего 9% газа из других стран, а остальное покупала у России, то теперь с востока в страну поступает всего 57% топлива, поделился Хадам. Полякам так спокойнее и, как он утверждает, по карману не бьет.

Эксперт допускает, что наличие своего терминала СПГ для Латвии, как маленькой страны и рынка – сомнительная выгода. «Но вами должна руководить логика – присоединение к Европе и миру. Это была и наша логика в Польше, такова она и в Брюсселе, где не зря балтийский газовый рынок считают изолированным островком. Поэтому, если вы сами как маленький рынок неинтересны, Европа-то все равно заинтересована инвестировать сюда, чтобы преодолеть эту изолированность», - считает Хадам. 

На вопрос, правда ли он уверен, что создание терминала СПГ в Риге было бф экономически малоэффективно, руководитель Gaz-System дипломатично отметил, что «главным соображением в бизнесе является использование имеющихся возможностей». Если потребление газа в нашей стране не превышает 2 млрд. кубометров в год, стоит десять раз подумать, стоит ли строить терминал или в случае необходимости газ будет проще и дешевле транспортировать по трубопроводу.

«Я убежден, что сотрудничество – лучший вариант. В прошлом году мы завершили межсоединение с Чехией и Германией, к каждому проекту было привлечено финансирование из фондов ЕС, потому что это – европейские проекты. Как у отдельного государства у вас таких шансов нет, но вместе мы можем создать совершенно другую картину», - подытожил предприниматель.


Написать комментарий