Страна чиновников и пенсионеров?

В прошлом году уровень безработицы в Латвии снизился, рост зарплаты опередил самые высокие в ЕС темпы инфляции, увеличилось производство промышленной продукции. В общем, все в стране хорошо. Почему же тогда латвийцы уезжают на заработки на Запад, а работодатели при наличии в стране безработицы говорят о дефиците рабочей силы в стране?


177 «грязными»


В конце прошлого года ЦСУ нас порадовало: количество занятых в стране составило 1,044 миллиона (57,6% от экономически активного населения). Если взять год 2003-й, то картина выглядела хуже – работали 993 600 человек (54,7% от экономически активного населения). С зарплатой в стране тоже все вроде хорошо: в прошлом году она выросла на 17,4%, составив в третьем квартале в среднем до уплаты налогов 247,50 лата, или 177,21 лата «чистыми».

Согласитесь, что средняя цифра «грязного» заработка выглядит не так чтобы плохо, но сколько у нас в стране «средних» работников? Оказывается, не так чтобы много. Судите сами.

Согласно исследованию рынка труда, проведенного ЦСУ в третьем квартале прошлого года, зарплату

до 73 латов получали 12,7% работников (после уплаты налогов),

73,01- 100 латов – 20,7%,

100,01- 150 латов – 24,5%,

150- 200 латов – 17,5%,

200,01- 300 латов – 11,8%,

300,01- 500 латов – 4,1%,

500,01- 1000 латов – 1,6%,

свыше 1000 латов – 0,1%.

(Остальные опрошенные отказались ответить на вопрос о своем заработке.)

Легко проследить, что зарплата почти 60 процентов работающих была ниже средней по стране. И наиболее низкой, согласно все тем же исследованиям, она была у работников ресторанов, гостиниц, торговли и рыбохозяйственной отрасли. И это при том, что, как недавно заявил премьер Айгарс Калвитис, минимальный уровень зарплаты в стране должен быть 400- 500 латов, тогда у жителей страны не будет причин ее покидать.

В две смены на одну зарплату


Чтобы заработать на жизнь, многим латвийцам приходится трудиться не покладая рук. Как показывает та же статистика, 24,7% занятых постоянно работают сверхурочно, а еще 6% – на второй работе. Причем последняя цифра, уверены статистики, гораздо выше, поскольку далеко не каждый опрошенный пожелал отвечать на вопрос, есть ли у него приработок.

Зато многие согласились сказать, почему они вкалывают больше положенных по закону 40 часов в неделю. Если кто-то думает, что все эти люди – трудоголики и работа для них в жизни – все, то это явное заблуждение. Работать больше в ущерб отдыху, личной жизни, пополнению профессиональных знаний их гонит одно – необходимость содержать семью, платить по кредитам. При этом надо учесть одну весьма существенную особенность оплаты труда по-латвийски: за сверхурочные, работу в праздничные и выходные дни у нас обычно начисляют столько же, сколько и за обычный рабочий час.

О необходимости платить за сверхурочные повышенную, как того требует закон, ставку говорилось на одном из заседаний Трехстороннего совета. Позиция работодателей свелась к тому, что эту норму надо бы отменить – все равно ее мало кто соблюдает. Если же ей строго следовать, то возрастут издержки, а там и до банкротства недалеко.

А кто рожать будет?


Вполне вероятно, что невозможность за восемь часов заработать столько, чтобы хватило на нормальную жизнь, и есть одна из причин, по которой жители Латвии так активно рванули на запад. Согласно официальным данным, в поисках лучшей доли из страны уже уехали 34 тысячи человек. По неофициальным – информации негосударственных организаций – на заработки подались уже 140 тысяч. И эта цифра будет только расти. Согласно прогнозу банковских аналитиков, в этом году страну покинут до 15 тысяч человек. Проведенный же в октябре прошлого года опрос рисует куда более мрачную картину: уехать на заработки готовы 20 процентов респондентов. Самое тревожное в этой ситуации, как полагают в женском центре «Марта», – это изменившаяся в последнее время тенденция: за рубеж все больше отправляются женщины репродуктивного возраста, а стало быть, страна теряет не только рабочие руки, но и возможность их воспроизводства.

«А поработайте без зарплаты»


Однако все эти обстоятельства не слишком волнуют наших предпринимателей. Во всяком случае, пока не приходилось слышать о конкретных предложениях с их стороны, которые были бы направлены на то, чтобы сдержать процесс оттока рабочей силы.

Не так давно услышал такую историю. Девушка-студентка устроилась работать в небольшое кафе официанткой. При приеме на работу ей сказали, что договор с ней пока заключать не будут, сколько будут платить – тоже. Дескать, поработайте, мы к вам приглядимся… А пока поживите на чаевые, из которых два лата после каждой смены надо отдать кафе. Заведение, надо заметить, больше похоже на забегаловку, заказы частенько грошовые, какие с них чаевые…

Через неделю девушка поинтересовалась, устраивает ли руководство кафе ее работа. Вместо ответа ей посоветовали поработать еще недельку, после чего история повторилась…

Использовать по сути дармовую рабочую силу, ничего не тратить на ее обучение, с первого же дня получать с нее прибыль и не нести при этом никакой ответственности, если работник, например, получит на производстве травму, таким работодателям, которых метко называют «дегустаторами», конечно, выгодно. Но долго ли такая лафа будет продолжаться? Не получится ли так, что владелец очень скоро присоединится к хору тех предпринимателей, которые говорят, что не могут найти работников и готовы завозить их, как недавно выявил опрос европейского объединения торгово-промышленных палат Eurochambres, аж с Дальнего Востока.

И это при том, что в стране безработица


Откровенно говоря, такой подход при наличии в стране 99 400 безработных несколько озадачивает. Тем более если знать некоторые тонкости привлечения в страну гастарбайтеров.

Во-первых, нужно подать заявку на биржу труда, где она должна провисеть не меньше месяца. А за это время, если зарплата приличная и условия подходящие, может, и свой специалист отыщется. Если добро на привлечение иностранца все же получено, то придется согласовать с Госагентством занятости договор, который будет заключен с гастарбайтером. Потом пойти в Управление по делам гражданства и миграции и оформить разрешение на пребывание. Это требует времени и денег. К тому же разрешение придется продлевать и каждый раз за это платить. Плюс заработок приглашенного должен быть не ниже среднего в стране. Плюс работодателю надо ежемесячно платить госпошлину за разрешение на работу. Отсюда вывод простой: завозить неквалифицированных рабочих, которым к тому же надо еще где-то жить (а когда это снять квартиру было дешево?) сегодня невыгодно.

Учиться, учиться и учиться


Так что выход, наверное, в том, чтобы готовить нужных работников взамен уехавших дома. В этом году это активно собирается делать Служба занятости, которая заявила, что выучит и поставит на рынок труда около 44 тысяч человек. Обучением кадров озаботилось и министерство по делам регионального развития и самоуправлений. Оно разработало Национальный план развития на 2007- 2013 годы, благодаря которому предусматривается постоянно пополнять знания работника.

Много, однако, стране потребовалось лет, чтобы понять, что задача государства не только энергично взимать налоги, как завещал первый премьер Второй республики Ивар Годманис, но и заботиться о человеке, труд которого и приносит стране процветание. План этот пока сырой, но хорошо уже то, что им предусмотрен госзаказ в образовании, что в итоге должно позволить избежать ситуации, когда только что окончивший вуз выпускник вынужден тут же встать на биржу труда, поскольку полученные им за пять лет знания оказались никому не нужны.

Дорогие рабочие руки


А поскольку программа в действие еще не вступила, в Латвии все чаще стали говорить о том, что она больше не является страной с высококвалифицированной и дешевой рабочей силой. И с этим трудно не согласиться.

У нас уже семь кварталов подряд сохраняется самый высокий в ЕС прирост стоимости рабочей силы. Только в третьем квартале прошлого года по сравнению с тем же периодом 2004 года почасовая ставка выросла на 15,7 процента. Квалифицированней же работники не стали. Так, по данным исследования компании Ober Haus, 80 процентов строительных фирм страны не имеют опыта в строительстве или соответствующей профессиональной подготовки для строительства новых домов. Почему это так? Ответ, вероятно, надо искать в отъезде наиболее квалифицированных работников за рубеж и приходе на их место менее квалифицированных.

Другая причина – утрата работниками в период длительного безвременья приобретенных ранее навыков. Согласно международной методике, если человек не работает по специальности более восьми лет, то его предыдущий опыт работы не учитывается. А где было работать и осваивать новое оборудование, например, станочникам, если заводы закрылись? Не отсюда ли, например, дефицит рабочих, умеющих управляться со станками с числовым программным управлением, и наше неумение (во всяком случае, пока) выдавать за единицу времени столько же продукции, сколько выдает немецкий рабочий, на что указывали немецкие предприниматели, открывшие в Елгаве завод по производству автомобильных радиаторов.

Страна пенсионеров?


Существующее противоречие между трудом и капиталом – одни хотят работать в нормальных условиях, иметь нормированный рабочий день, социальные гарантии и позволяющий нормально жить заработок, а другие – получить максимальную прибыль при наименьших затратах – в конце прошлого года вылилось в спор между Латвийским профсоюзом строителей и Латвийской ассоциацией строителей. Профсоюз заявил о необходимости повышения почасовой ставки для квалифицированных работников с нынешнего одного лата до трех и для неквалифицированных – с 50 сантимов до 1,50 лата. Ассоциация ответила, что профсоюз объединяет всего лишь 13- 17 процентов всех строителей, а это слишком мало, чтобы принять условия тред-юнионов. И добавили, что если в три раза увеличить зарплату для фирм, входящих в профсоюз, и не сделать этого для компаний, в нем не состоящих, то последние получат неоспоримые преимущества, а первые будут вынуждены едва ли не закрыться. Вариант, при котором рабочие перейдут из компаний с низкой зарплатой в фирмы с более высокой, почему-то не рассматривался.

Но если со стороны работодателя не будет движения навстречу работнику, то, вероятно, ему останется только одно – ехать туда,

где не надо, если не хочешь, вкалывать больше положенного времени;

где зарплата дает возможность не только удовлетворить минимальные потребности в еде и жилье, но и позволяет, например, съездить в отпуск к морю и купить жилье, пусть и в кредит;

где работодатель соблюдает условия охраны труда.

(Список каждый может дополнить сам.)

Если эту простую истину не понять, то довольно быстро Латвия может превратиться в страну пенсионеров, чиновников и, извините, дураков. Поскольку, как заметил в одном интервью советник главы «Латвияс дзелзцельш» Андрис Зоргевиц, мы все свободные люди, каждый хочет жить сегодня, а не как во времена марксизма-ленинизма – идеями светлого будущего.

Кто где в Латвии работает


Обрабатывающая промышленность – 15,9% трудоустроенных

Торговля – 15,5%

Сельское, лесное и охотничье хозяйства – 11,5%

Строительство – 9,3%

Транспорт и связь – 8,7%

Образование – 8,3%

Госуправление и оборона, обязательное соцстрахование – 7,4%

Сфера общественных, индивидуальных и социальных услуг – 5,7%

Здравоохранение и социальный уход – 5,6%

18.01.2006 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий