Холодный душ от Евросоюза

Лидеры стран-евроновичков разочарованы, потому что против ожидания Евросоюз не заставил Россию и Германию проложить газопровод через Латвию, Литву и Польшу.

Он не остудил лидеров черноморско-балтийского альянса

Где нефти нет

«Мы просили. Она (Германия) отказалась», – жаловался министр обороны Польши Радек Сикорски на трансатлантической конференции в Брюсселе, полагая, что, не сумев решить проблемы путем переговоров, сможет надавить на Берлин через структуры Североатлантического альянса.

Когда на латвийской нефтетрубе появились первые пятна ржавчины, вентспилсский голова г-н Лембергс полетел за помощью в Вашингтон, где нефти нет, а надо бы в Москву, где и есть эта самая нефть и куда следовало бы лететь и полякам с латышами и литовцами, чтобы обсуждать трассу намечаемого газопровода.

Говорят, что только дурак не учится на своих ошибках. Хитроватый литовский премьер Бразаускас все учел и вопрос с выкупом доли ЮКОСа в компании «Мажейкю нафта» решает не с оставшимися на свободе партнерами Ходорковского, а с Кремлем, от которого зависят поставки нефти.

Выступая недавно в Венской дипломатической академии, наш главный дипломат г-н Пабрикс заявил, что проблему энергоресурсов для Европы страны ЕС должны решать сообща, и добавил, что Латвия готова предложить Европе свои газохранилища, которые сегодня используются не в полной мере. А кому они нужны без российского газа? И захочет ли Россия их наполнять? Об этом Латвии надо бы говорить с Москвой – и не через брюссельских посредников.

Для слабых

С полгода назад в интервью «Часу» директор института экономики Райта Карните заметила, что плюс Евросоюза в том, что правительству ничего не надо делать – за него все решат дяди из ЕС. И подчеркнула: этот аргумент в пользу ЕС характерен для тех государств, где правят слабые политические силы, где политика бежит впереди «паровоза» – экономики, где высок уровень коррупции, а собственный карман властям дороже государственных интересов, где не могут разработать стратегию развития, потому что не понимают, что это такое. В таких странах пусть лучше правят директивы ЕС.

Латвия, не понимая происходящего, продолжает уповать на «дядю» – и не столько на европейского, сколько на американского. Этот американский «дядя» просто использует Латвию и остальные страны Черноморско-Балтийского региона в своих интересах. А те вроде как не понимают, что являются пешками в глобальных играх ведущих мировых держав, раз за разом упуская возможность промолчать.

В чьих интересах страны Балтии, Польша с Молдовой, Грузия с Украиной ссорятся с Россией, от кого получают они компенсацию – и не столько материальную, сколько моральную? Понятно, не от Евросоюза, которому выгодно участие России в общеевропейском клубе как близкого, надежного, а теперь еще и предсказуемого партнера. Отношения США с ЕС становятся все напряженнее, и партнерство ЕС с Россией им невыгодно, так как они получают экономически сильного игрока, способного противостоять гегемонии США. И если Евросоюз видит в нашей стране, как, впрочем, в Литве и Польше, мост между Востоком и Западом, США отвели нам и нашим горе-коллегам роль раздражителя. А это значит, что Латвия, которая относится к России не как к глобальному игроку и европейскому партнеру, а как к личному врагу, так и останется на обочине европейских процессов. Наши же политики, увы, не осознали, что Латвия – само- стоятельный участник глобальных игр.

…А табачок – врозь

Германия, подписав договор с Россией о газопроводе, проявила себя страной самостоятельной, для которой реальный «табачок» весомее виртуальной дружбы, и показала, что совместный проект – это не энергозависимость, которая якобы может привести к зависимости политической, а взаимовыгодное и перспективное предприятие.

Об этом заявили и Греция с Италией, которых госсекретарь США пыталась на недавней встрече в Афинах заставить отказать России в участии в строительстве Южноевропейского газопровода из Центральной Азии через Турцию и Грецию в Италию. И эти страны самостоятельно реализуют бизнес-проекты с Россией, которую США пытаются вытеснить с европейской арены. Жаль, что безуспешность этих попыток не видят латвийские политики, продолжающие приплясывать под дудочку заокеанских якобы партнеров.

А партнеры по этому приплясыванию под стать Латвии. Грузии, Молдове, Польше и прочим из черноморско-балтийского альянса присущи те же недуги – слабые политические силы, политика неотделима от экономики, высокий уровень коррупции, неспособность определить стратегию развития и т. д. Еще объединяет их, извините, и животная ненависть к укрепляющейся России. А к сегодняшней России уже надо относиться с уважением, потому что она начала относиться с уважением сама к себе.

В минувшем году случились три факта происходящих в России изменений – впервые в советской и постсоветской истории ценность человеческой жизни была признана приоритетной.

Впервые государство пошло на раскрытие военных секретов ради спасения семи моряков с батискафа, потерпевшего аварию у берегов Камчатки.

Впервые Россия вмешалась в судьбу своих моряков, попавших в беду в Нигерии.

Впервые российское консульство озаботилось судьбой россиян, оказавшихся в зоне бедствия, когда ураган Катрина рушил Нью-Орлеан.

А сами-то?

Россия меняется. Американские деятели это видят, потому и пытаются использовать прежние методы – поддержать образ этакого антидемократического чудища, якобы угрожающего всему миру. Только двуличность американской политики уже давно не секрет. Попытались заигрывать с не самым демократичным Китаем, дабы «отодвинуть» его от России, тот же, вежливо улыбнувшись, подписал с Россией контракт о сооружении газопровода. В Казахстане экс-президент США Чейни о демократии не говорил, дескать, с нею там все в порядке, а о газе разговор не получился. А отправившийся вслед за ним в Центральную Азию зам. госсекретаря США Ричард Баучер хотя и назвал Таджикистан «уверенно идущим по пути демократии», склонить президента Рахмонова к «газовому» разговору не смог. Тот дал понять, что энергетические проблемы предпочитает решать с Россией.

  • * *

Вот ведь как – куда ни кинь, всюду… Россия, которая строит со всеми странами двусторонние отношения. Не договорившись с Евросоюзом о смягчении визового режима для своих граждан, решает эту проблему в межгосударственных переговорах. Латвия в этом процессе не участвует, она действует в другом направлении, предпочитая лишь кивать в ту сторону, дескать, «мяч на стороне России», да не сдерживаясь в оскорбительных выраженьицах. И не хочет признать, что из-за ненормальных отношений с соседом мы не включены в европейский экономический комплекс, оказались на окраине. Там мы и останемся, если не сменим популистскую проамериканскую политику на прагматичную.


Написать комментарий