Мнение: Электрифицированную железную дорогу, возможно, придется содержать из госбюджета 1

За электрофицированную железную дорогу, возможно, придется платить значительные суммы из госбюджета и расходы на нее на протяжение многих лет или даже десятилетий могут лечь на плечи налогоплательщиков, указывает директор Латвийской железной дороги (LDz) Юрис Иесалниекс.

Проекту угрожает не только риск того, что перевозчики могут выбрать только дизельные локомотивы, таким образом не платя за электрифицированную железную дорогу, но и новые технологии, а также европейская регула, определяющая ответственность государства за финансовый баланс содержащего железную дорогу – в Латвии таковым является Latvijas Dzelzceļš – чьи неполученные доходы должны компенсироваться из государственного бюджета.

По словам Иесалниекса, в соответствии с регулой ЕС с 1 января 2019 года перевозчики будут освобождены от полных выплат, так как с них можно будет собрать лишь минимальный объем на уровне прямых расходов, которые несет инфраструктура от конкретного поезда. «Если этот конкретный поезд не едет, то и расходов не будет.

Это значит, что к этой категории не относятся те расходы, которые возникли от инвестиций. Они будут стоить примерно 20-30% от полных расходов. Таким образом единственными плательщиками остаются те 60% от километров поездов, с которых можно взять полные расходы. И это те поезда, которые идут в третьи страны и в страны ЕС по железной дороге с рельсами в 15-20 мм”, - поясняет директор администрации LDz.

К тому же за электрифицированную железную дорогу будут платить только те, кто ее будут использовать, но ведь есть возможность и ехать на дизельных локомотивах, либо перейти на альтернативу – на локомотивы на водородных топливных элементах или на локомотивы на сжиженном газе.

«О локомотивах на водороде у нас по-прежнему говорят, что это какое-то лабораторное исследование. Ничуть не бывало – в Риге для троллейбусов строят такие заправки, а в мире заказы на такие локомотивы массовые – в 2017 году одна немецкая компания, которая строит огромные заводы для производства топлива, заказала 70 локомотивов. Австралийцы заказали огромные танкеры, которые перевозят жидкое водородное топливо. Это технология 21-го века, и нам надо помнить, что, если мы говорим об электрификации сети, то мы говорим в технологии начала прошлого века», - подчеркивает Иесалниекс.

«Таким образом касаемо окупаемости этого проекта мы можем надеяться только на тех, кто будет использовать электропоезда, да и то не на всех», - считает Иесалниекс.  Принимая во внимание то, что новая методика вступает в силу только с 1 января 2019 года, я не уверен, что в исследованиях, которые заказала LDz, это учтено», - говорит он.

В связи с тем, что под влиянием директив и регул ЕС государство было вынуждено определить такие условия, что LDz как перевозчик не имеет права собирать полную плату, поэтому обязанность государства – компенсировать то, что нельзя собрать с перевозчиков», - поясняет директор администрации Латвийской железной дороги.

 «Обязанность государства – обеспечить жизнеспособность LDz, так как железная дорога сама выжить не сможет, не получив полные сборы. Таким образом всю ответственность, если проект не удастся, несет на себе госбюджет. В случае неудачи за это будут платить наши внуки», - считает Иесалниекс.

Как отмечает Иесалниекс, администрация LDz не получала от VAS Latvijas Dzelzceļš расчетов по планируемому проекту электрификации железной дороги, поэтому не может судить об ее окупаемости и эффективности, а также влиянии на транзитную отрасль и изменения в плате за использование железной дороги. Он еще раз подчеркивает, что окупаемость проекта по электрификации железной дороги зависит от платы за инфраструктуру железной дороги, которая, в свою очередь, доверена администрации LDz.

Как известно, LDz планирует осуществить проект по электрификации железной дороги стоимостью в более чем миллиард евро, но участники транзитной отрасли подвергают сомнению его целесообразность. 


Написать комментарий

А что возить будем?