Кто будет лучшим премьер-министром для Латвии?

Dienas Bizness анализирует кандидатов в премьеры на основе рейтингов партий в августе по результатам социологических опросов SKDS.

Кандидат в премьер-министры «Согласия» Вячеслав Домбровский

По сравнению с нынешним премьером, опытным политиком Марисом Кучинскисом, у кандидата «Согласия» на пост премьера Вячеслава Домбровского нет очень большого опыта работы в правительстве, хотя он побывал на должностях министра образования и науки и министра экономики. Также у него нет столь давнего опыта в политике, хотя он и был председателем Партии реформ Затлерса.

Зато у нынешнего премьера Мариса Кучинскиса нет такого образования и таких превосходных знаний языков, как у доктора экономики Вячеслава Домбровского.  Он хорошо говорит по-латышски, русский язык для него является родным, а на английском языке Домбровский не только учился, но и был помощником преподавателя в Университете Кларка (США). 

Знание трех языков и трех культур - ценный багаж для будущего премьера Латвии, который позволяет активно работать не только на уровне внутренней, но и региональной и мировой политики.

Способности у Вячеслава Домбровского есть, как и амбиции. Он родился 27 декабря 1977 года в Риге. В 1997 году в порядке натурализации получил гражданство Латвии. В 1999 году окончил Латвийский университет по специальности «экономика». В Университете Кларка (штат Массачусетс, США) в 2001 году получил степень магистра экономики. С 2000 по 2002 год работал помощником преподавателя в этом же университете, а в 2003 году получил докторскую степень по экономике. Был преподавателем в Стокгольмской школе экономики в Риге, приглашенным исследователем в Европейском центре экономических исследований (ZEW) в Мангейме (Германия), приглашенным исследователем в Стокгольмской школе экономики, в Стокгольмском институте переходной экономики и в других научных организациях. Домбровский был директором исследовательского центра Certus, который занимается анализом  конкурентоспособности и народного хозяйства Латвии.

Об амбициях свидетельствует и участие экономиста Вячеслава Домбровского в  активной политике - вначале в составе Партии реформ, затем в «Единстве», а теперь - в «Согласии», от которого он претендует на пост премьера. Партия реформ, которую народ на внеочередных выборах избрал в парламент для   осуществления перемен, никаких ощутимых для общества изменений в латвийской политике не добилась. Теперь Домбровскому дается второй большой шанс - вместе с «Согласием» осуществить то, что в свое время не сделала Партия реформ Затлерса.

Если кто-то пытается обвинить Домбровского в частой смене партий, то в этом его нельзя по-настоящему упрекнуть, потому что ядро Партии реформ в свое время влилось в список «Единства» коллективно, но в саму партию он не вступал. Время «Единства» как партии власти заканчивается, а как новая партия власти на государственном уровне в настоящее время формируется «Согласие», которая, несмотря на успехи на выборах, еще ни разу не входила в правительство.

Но всему свое время. Многие разумно думающие люди уже давно считают, что в латвийской политике наконец нужно прекратить деление людей по национальному признаку, потому что это неправильно, деструктивно и опасно с точки зрения безопасности. Так называемые «красные линии» - искусственные барьеры, и не существует столь большой разницы в политических установках между «Согласием» и большинством других партий, как это нередко подается. Есть только одно большое отличие - «Согласие» не было у власти на государственном уровне.

«Согласие» почти десять лет находится у власти в столице страны - с тех пор, как в 2009 году мэром Риги стал Нил Ушаков. С тех пор «Согласие» из оппозиционной партии превратилось в профессиональную политическую силу, в которой выросли или вошли в состав сильные политики, которые могут занять должности министров. Поэтому вхождение «Согласия» в правительство может произойти естественно и спокойно, как это уже давно произошло в Эстонии с Центристской партией.

Сложно судить об административных способностях Вячеслава Домбровского на  должности премьера, но пост руководителя правительства в первую очередь является политическим и хорошо, если его занимает политический лидер, который способен наравне общаться с другими политическими лидерами. Отлично владеющий языками и знающий культурные особенности Вячеслав Домбровский способен общаться и с партнерами на западе, и с соседями на востоке. В латвийской политике уже с 90-х годов ярко выражено проамериканское направление, и Домбровский, вопреки стереотипам, в этом смысле не является исключением, как мы видим из его резюме и предыдущей политической деятельности. С учреждением Certus во взглядах Домбровского наметилась твердая позиция по защите интересов Латвии. В свою очередь вступление в  «Согласие» говорит о том, что Вячеслав Домбровский выступает за согласие и мир между всеми жителями Латвии, а также с ее соседями не только на словах, но и на деле.

Кучинскис - символ последних 20 лет

Задавая вопрос - почему Марис Кучинскис мог бы стать лучшим кандидатом в премьеры и для следующего правительства - ответ очевиден. Марис Кучинскис уже премьер. 

Ни один из других кандидатов в премьеры из популярной партийной тройки - ни Вячеслав Домбровскис из «Согласия», ни Алдис Гобземс из KPV LV - никогда ранее не занимали пост главы правительства. В отличие от них, у Мариса Кучинскиса уже достаточно опыта премьера, поскольку с 11 февраля 2016 года он возглавляет латвийское правительство, в которое входят Союз зеленых и крестьян, «Единство» и Национальное объединение. Марис Кучинскис также был министром регионального развития и делам самоуправлений с 2004 по 2006 год, когда Айгарс Калвитис был премьером. В свою очередь, с 1996 по 2002 год Марис Кучинскис был мэром Валмиеры.

Марис Кучинскис - давний член «Народной партии», который в мае 1998 года подписал манифест о создании этой партии и добросовестно был в составе этой партии до самого окончания в 2011 году. Хотя на внеочередных выборах в 11-й Сейм Марис Кучинскис проходил по списку «зеленых», присоединился к лиепайскому списку партии он только после 12-го Сейма в 2014 году, когда «зеленые и крестьяне» были выбраны в Сейм. В свою очередь, многие годы Марис Кучинскис возглавлял фракцию «Народной партии» в Сейме.

Таким образом, у Мариса Кучинскиса есть огромный опыт политической и административной работы - он был мэром Валмиеры шесть лет, многие годы был влиятельным руководителем фракции «Народной партии» в Сейме, долгие годы провел в должности министра и премьера. 

Марис Кучинскис - профессиональный политик в самом прямом смысле слова. Родился 28 ноября 1961 года, и значимую часть своей жизни провел в активной политике в секторе государственного и муниципального управления. 

Марис Кучинскис - государственный служащий и политик, он прекрасно знает это государство и его политику как сейчас изнутри, так и как минимум с середины девяностых годов.

С большой долей вероятности можно сказать - если Марис Кучинскис станет премьер-министром, все будет так, как было.

Марис Кучинскис - это гарантия того, что никаких быстрых изменений не произойдет, никаких сюрпризов не случится, будет продолжена та латвийская политика, которую мы знаем по крайней мере последние двадцать лет. 

Марис Кучинскис не будет авторитарным премьером. Все решения будут коллективные, обсуждаемые и согласованные. Принимая во внимание тот факт, что в Латвии управляет коалиционное правительство, в основном все важные решения правительства и Сейма согласовываются между партиями коалиции, независимо от того, как партии себя позиционируют в публичном пространстве. Принимая во внимание то, что Марис Кучинскис в этом деле является профессионалом, в его случае это будет выраженно. Не стоит беспокоиться о том, что будет какая-то собственная линия премьера в политике - будет только политика партии и коалиции. 

Что касается внешней политики, то в случае Кучинского - полное следование за указаниями геополитических партнеров,  за исключением ситуаций, когда мнения Европейского Союза и Соединенных Штатов будут отличаться. Или же в ЕС по какому-то вопросу появятся разные мнения, что происходит все чаще. Марис Кучинскис в этих вопросах полностью доверяет другим (возможно потому, что он недостаточно хорошо знает английский язык) - либо министру иностранных дел Эдгару Ринкевичу или министру финансов Дане Рейзниеце-Озоле.

Поэтому Мариса Кучинскиса нельзя обвинить в том что он, например, не защищал интересы Латвии в то время, когда ABLV Bank, принадлежащий латвийскому капиталу, получил обвинения со стороны американских надзирателей. Он полностью доверился мнению Даны Рейзниецы-Озолы. К тому же - у какого премьера за последние десять лет вообще была такая постановка - защитить интересы Латвии? В вопросах, которые касаются интересов наших крупнейших геополитических партнеров, такой постаовки  вопроса вообще никогда не было. Поэтому, если премьером будет Марис Кучинскис,  Латвия никогда не получит от Европейского союза таких упреков, которые получает Венгрия или Польша, правительства которых защищают интересы своих стран. 

Марис Кучинскис -исполнитель, и как таковой он - идеальный руководитель правительства исполнителей. Вопрос только в том, какие распоряжения исполняет правительство? Являются ли они заданиями от латвийских избирателей, которые в первую очередь исполняются правительством? Или, может быть, первоочередные - это решения, принимаемые в коридорах коалиции, просьбы наших геополитических партнеров и переводы чиновников того, какую политику ожидают от нас в Европейском союзе?

Без восхваления и без особой критики Марис Кучинскис - настоящий символ латвийской политики, он именно такой - со всем хорошим и плохим - какой была латвийская политика в последние двадцать лет. 

Лидер и харизматичная личность - Гобземс

У Алдиса Гобземса нет никакого опыта ни в политике, ни в правительстве. Однако, в сравнении с Марисом Кучинскисом и Вячеславом Домбровским, он является лидером и харизматичной личностью. Трудно не заметить, что нынешний парад успехов KPV LV начался с вступлением в партию Алдиса Гобземса, а без «фактора Гобземса» KPV LV, скорее всего, была бы не в тройке лидеров, а боролась бы за преодоление барьера в 5%.

Именно выход адвоката Алдиса Гобземса стал тем, что дало опозиционной «партии Кайминьша» новый импульс, без Гобземса в этой партии не было бы и Дидзиса Шмитса и многих других сильных кадров, присутствие которых уже не позволяет сказать, что в этой партии нет ничего кроме популизма. Просто потому, что это неправда. Алдис Гобземс не только говорит о серьезных вещах, он говорит о более серьезных вещах, чем это делают другие. Алдис Гобземс не только упоминает цифры и факты, он в них ориентируется несравнимо лучше, чем некоторые действительно пустые популисты из партий, которые не принято называть популистскими.

Профиль Алдиса Гобземса в Facebook – сенсация латвийского масштаба. Так же, как и Артусс Кайминьш со своей передачей Suņa būda с платформы небольшой радиостанции через социальные сети смог достучаться до аудитории и встать наравне с самыми популярными ТВ-передачами, так же и постами Алдиса Гобземса в Facebook делятся сотни и тысячи людей, что свидетельствует об очень большой мощности личности, возможно, о харизме. Гобземс нравится, Гобземса ненавидят, но он не оставляет людей равнодушными. У него есть такие свойства личности, которые нельзя искусственно создать с помощью пиар-приемов, так как это идет от самой личности.

В отличие от политика Кучинскиса и экономиста Домбровского, адвокат Гобземс пришел из «реального мира», в котором происходят как бизнес, так и аферы, несчастья и катастрофы, которые затрагивают конкретных людей и предприятия, а не бюджетные посты и макроэкономические цифры.

С конца 2013 года Алдис Гобземс является адвокатом пострадавших в Золитудской трагедии. И это реальные люди, которые остались без мужа или жены, дети, которые остались без родителей.

Родившийся 10 октября 1978 года Алдис Гобземс был адвокатом в банке SEB, в банке DnB и в лизинге DnB, адвокатом в Reverta, в Binders, в Arčers и в Latvijas Valsts ceļi, в LEC , адвокатом пострадавших в Талссинской трагедии, адвокатом журналиста Илзе Яуналксне, адвокатом в Domenikss, в Tukuma Straume, в Stigas RM, в Delve 2, в Latvijas gaisa satiksmе и в Агентстве гражданской авиации.

Он видел реальные проблемы предприятий. Реальную выпечку хлеба, пилку дров, реальную проблему авиадиспетчеров, реальную проблему кредитования, реальных бандитов, реальную коррупцию в судах и полиции, реальный опыт, как фискальное учреждение по заказу отодвигает местного и отдает предпочтение иностранцу.

Алдис Гобземс был заместителем председателя Агентства приватизации, директором Администрации неплатежеспособности, преподавателем в Латвийском университете и Бизнес-школе Turība. Однако как личность и профессионал он вырос во время адвокатской работы. Обычно в качестве адвоката его зовут тогда, когда наступает реальный кризис, а не просто ежедневная работа предприятия. Можно иронизировать о более успешной или менее успешной карьере адвоката, однако бесспорно, что Алдис Гобземс принимал участие в обновлении многих производственных предприятий, из которых самым известными является одна из крупнейших лесопилок в Латвии – SIA AKZ.

Можно лишь гадать, что именно Алдис Гобземс привнесет в работу правительства, так как, в отличии от Мариса Кучинскиса и Вячеслава Домбровского, он не был ни в политике, ни в правительстве. Понятно, что он может быть хорошим министром юстиции. А может сразу хорошим премьером без опыта в правительстве? Однако аспект, что он никогда не был в правительстве, может быть как минусом, так и плюсом. Особенно в случае, если мы ждем перемен. Если человек не был министром в каком-либо из прошлых правительств, у него не образовались и стереотипы о том, как «должно быть» и «что надо делать», зато он может посмотреть на систему свежим взглядом.

Латвии как воздух необходим такой свежий взгляд, так как решение ряда жизненно важных для государства вопросов правительство не только затягивает, там вообще создан тупик. Мы годами говорим о развитии Латгалии. Не смешно ли говорить об этом десятилетиями и ничего не делать? Соотечественники за рубежом, эмиграции, реэмиграция. Никаких реальных решений. Без дискуссий ликвидируем местные банки. Действительно? Улучшаем отношения с соседями. Какими методами? Качество образования. Говорим об улучшении, а происходит кризис. Доступность медицинских услуг. Только инвестируем. Отдача – очереди и более дорогие чем в Европе лекарства. У Латвии нет оснований отставать от Литвы и Эстонии. Серьезные перемены без лидера маловероятны, а лидер без поддержки народа с этим болотом, которое образовалась наверху государства, не справится. Лидер и харизматичная личность – такая, которые недруги зачастую называют «популистом».


Написать комментарий