Частный случай, или Когда одни имеют все, а другие – все остальное

Жильцы дома с улицы Дзелзавас обратились к депутатам Рижской думы от фракции ЗаПЧЕЛ за помощью. Небольшую рощицу, которая отделяет их дом от улицы с оживленным движением, начали обносить забором. А это означает только одно - строительство

Как в капле воды

Строят сегодня повсюду. Кто-то приобретает и застраивает пустыри. Кто-то предпочитает обжитые, густонаселенные спальные районы. Строят внутри кварталов, по обочинам дорог, втискивая между жилыми домами объекты так называемой инфраструктуры. Жизнь не стоит на месте, и городу следует развиваться.

Правда, мнение людей, обитающих по соседству, при этом, как правило, не учитывается. Принцип «пошумят и разойдутся», обкатанный на русских школьниках зимой 2004 года, приобретает универсальный характер. И то, что обыватели, которых берут в осаду новостройки, «шумят» не только по-русски, но и на чистом государственном языке, мало кого сегодня волнует.

Можно было бы пройтись по канве конфликта, вспыхнувшего на прошлой неделе между жителями трех девятиэтажек в Пурвциемсе и владельцами ООО «Дзелзавас центрс», вознамерившимися разместить под их окнами торгово-развлекательный комплекс современной архитектуры. Можно было бы расписать в красках, как жильцы гоняли пацанов-подростков, обламывавших крупные ветки деревьев, предназначенных на спил, как они не давали рабочим поставить забор, как «воевали» с представителями строительной фирмы и разбирались с полицией, как писали жалобы мэру, в KNAB, в прокуратуру и другие учреждения, как несли дежурство, в том числе и в ночное время.

Можно было бы ограничиться раскрытием колоритнейших обстоятельств этого дела, если бы… оно не было как две капли воды похоже на любое другое дело из этого ряда, если бы в нем, как в капле воды, не отражалась коренная проблема нашего общества.

Сколько таких случаев уже освещалось на страницах печати? Сколько еще их возникнет в ближайшем будущем, если не будет устранена общая для подобных конфликтов причина?

Фирменный лейбл

Пренебрежение к людям, к их интересам стало фирменным знаком нашего государства. Проявляется оно и в большом, и в малом. В строительстве «Замка света» (когда под снос идет несколько домов, в том числе уникальный памятник архитектуры) так же, как и в размещении на месте детской площадки автостоянки. В планах – сровнять с землей высотное здание бывшего Госагропрома.

«Демократия – это когда одни имеют все, а другие – все остальное». Третьеклассник Гера, автор этой чеканной формулы, может гордиться: он дал исчерпывающее описание латвийской демократии, которая суть такой же особый случай, как и история нашей страны. В Латвии принцип свободы частной собственности понимается как право собственника не считаться с интересами общества. Правом частной собственности у нас прикрывают любое безобразие, и государство служит в этом примером.

Разве не именем интересов государства чиновники грубо вмешиваются в частную жизнь своих граждан? Борьба с тоталитаризмом и его последствиями у нас ведется только на уровне политических деклараций. А в жизни тотальное господство государственного интереса соседствует и свободно конвертируется в тотальное право частной собственности чинить беспредел. В конфликты между владельцами застраиваемых территорий и жителями окрестных домов государство не вмешивается. Для этого, дескать, имеется суд. Вот только законодательная база предопределяет победу одной, наиболее заинтересованной стороны. Излишне уточнять, какой именно.

В чьих руках?

Случай со строительством торгово-развлекательного центра на Дзелзавас не исключение. Все права на стороне частного собственника земли. Запись в Земельной книге. А кто ему продал землю в безусловное пользование? Разрешение на строительство. А кто издал правила, по которым можно не проводить общественное обсуждение проекта, если строящееся здание не превышает трех этажей? Наконец, разрешение на вырубку четырнадцати деревьев в зоне строительства. Кстати, без этого разрешения строительство было бы невозможно. И дала его, невзирая на возражения со стороны департамента среды, дума прошлого созыва.

Но кто избрал эту думу? Кто избрал составителей правил, определяющих порядок застройки? Кто избрал авторов закона о денационализации, в соответствии с которым еще один ухоженный уголок Пурвциемса вскоре превратится в безобразный котлован?

…Теперь жильцы домов на Дзелзавас спохватились. Теперь они объединились для защиты окружающей их среды. Сейчас они готовы забыть о том, что разделяет жителей нашей страны на большинство и меньшинство. Сейчас они все почувствовали себя меньшинством, бессильным перед бездушным и безликим произволом государственной машины.

Они видят перед своими окнами плакат с надписью «Дзелзавас центрс» и не видят за ним политиков, отстроивших к собственной выгоде систему, в которой интересы людей ничто, а интерес государства и частного собственника – все. Они просят депутатов-«запчеловцев» о помощи в решении их частного случая, не пытаясь изменить ситуацию в целом. Они хотят ликвидировать следствие, не устраняя причины.

Не пришло ли время понять, что качество среды зависит от качества тех политиков, которых мы ставим к штурвалу? Не пришло ли время устроить большую стирку, используя те обычные моющие средства, которые имеются в любом обществе, претендующем на звание демократического?


Написать комментарий