Министерство здравоохранения или захоронения? 7

Получить «нековидное» лечение в Латвии становится все сложнее. Поэтому, как утверждают медики, пациентов с острыми заболеваниями, не относящимися к COVID-19, становится все больше. Больницы переполнены. Мест не хватает. Министр в здравоохранении новый. Что же нас ждет в дальнейшем и можно ли рассчитывать на медпомощь, если ты не подхватил «корону»?

В интернете, переполненном историями латвийцев об отказе в очной медицинской помощи, давно предлагают переименовать Министерство здравоохранения в Министерство захоронения. Цинично, но накипело. Причем накипело не только у населения, накипело и у медработников, которые тоже давненько говорят о том, что плановые больные очень скоро могут превратиться в неотложных. Так вот этот момент уже наступил. Что ему предшествовало?

В конце декабря прошлого года в Латвии объявили о приостановке на две недели планового лечения пациентов в больницах, поскольку число госпитализированных с коронавирусной инфекцией превысило 1000 человек. По сути это стало началом конца той медицинской системы, к которой привыкли латвийцы. Система эта простая: получил направление у врача и лег в больницу, вызвал скорую – то же самое. Сейчас все не так. Плановым больным отказывают в лечении все чаще, а скорая может не приехать.

Не по плану

В декабре 2020 года после длительного совещания правительство приняло решение продлить в Латвии чрезвычайную ситуацию, а также утвердило несколько новых ограничительных мер для борьбы с COVID-19. В том числе были внесены изменения в работу больниц.

Тогда в больницах временно ограничили предоставление плановых услуг в стационаре и дневном стационаре. При этом заверили, что продолжится оказание неотложной медицинской помощи, в том числе проведение срочных медицинских обследований и консультаций. Амбулаторные медицинские услуги также ограничены не были. Не отменялись и онкологические операции и операции, связанные со спасением жизни, а также операции, в результате отмены которых может наступить инвалидность.

Больницы обязали обеспечивать услуги дневного стационара, необходимые для непрерывности терапии, предоставлять услуги химиотерапии, лечения биопрепаратами, заместительной терапии, лучевой терапии, услуги дневных стационаров в сфере гематологии. Продолжится предоставление услуг инвазивной кардиологии и инвазивной радиологии.

Тем не менее глава Латвийской ассоциации больниц Евгений Калейс выступил тогда с заявлением, что «ограничение плановых услуг может сделать многих пациентов более срочными, чем планировалось». По его словам, введенные ограничения затруднят получение запланированных услуг из-за более длинных очередей, а также нельзя исключать нехватку доступного медицинского персонала, поскольку врачи продолжают инфицироваться COVID-19.

Не скорая скорая

Эту информацию подтвердила и директор Службы неотложной медицинской помощи (СНМП) Лиене Ципуле, которая сказала, что после решения правительства ни один пациент в Латвии больше не может быть уверен в том, что своевременно получит всю необходимую помощь. Это, в частности, означает, что пациентов с COVID-19 теперь лечат в первую очередь, и не только в крупнейших региональных больницах, но и в небольших госпиталях. Места и персонал для лечения больных с коронавирусом находят, закрывая другие отделения. Больных везут в дальние больницы, а к тем, у кого вызов не неотложный, скорая больше не приезжает.

Перегрузка системы здравоохранения повлияла не только на пациентов с COVID-19, но и на людей, страдающих от других болезней.

«Это могут быть неврологические пациенты, это может быть помощь при родах в некоторых регионах, где прекращено ее оказание», - пояснила Л. Ципуле. При этом она сказала, что скорая делает все, чтобы пациенты не почувствовали эти проблемы, но это становится все более сложным и невозможным.

По словам г-жи Ципуле, основная сложность - перегруженность больниц, так как в итоге путь до лечебного учреждения стал длиннее, из-за чего медикам скорой приходится дольше заниматься реанимационными мероприятиями. Из-за перегрузки врачи выгорают, становятся менее собранными и хуже общаются с пациентами. Причем глава СНМП еще тогда предсказала, что количество пациентов очень скоро увеличится, так как ухудшится состояние здоровья части людей, не получающих плановое лечение.

А медики предупреждали

Сегодня вся эта ситуация вылилась в страшное, но логичное продолжение. По данным СНМП, число больных в стационарах увеличилось на 15,8%, что составляет в среднем 108 пациентов в день. Анализируя пациентов по возрастным группам, можно видеть, что заболеваемость несколько снижается в возрастной группе до 14 лет. И это только тех пациентов, у которых диагностирован COVID-19. Статистику по остальным заболеваниям словно стерли ластиком, хотя медики говорят, что она не менее впечатляющая.

Недавно радиолог Рижской восточной клинической университетской больницы Артур Шиловс отметил в эфире Латвийского радио, что во время пандемии в медицинские учреждения все чаще поступают пациенты с различными тяжелыми заболеваниями и сложными патологиями. Причем он рассказал, что в стационаре «Гайльэзерс» в последние дни прошедшего года наблюдалась тенденция: все больше «тяжелых» пациентов, не больных COVID-19. О схожей ситуации сообщают и медики больницы Страдыня.

«Пациенты, у которых нет COVID-19, поступают в достаточно тяжелом состоянии из-за других заболеваний. В частности, большинство пациентов, которые в данный момент попадают в приемные отделения, достаточно тяжело больны, у них сложные патологии. Для нас, врачей и медицинского персонала, это не стало сюрпризом, поскольку уже весной мы знали, что в какой-то момент такое произойдет», - пояснил А. Шиловс.

То ли еще будет

С его точки зрения, среди пациентов есть те, кого ранее отказались положить в стационар, поскольку СНМП подтвердила, что приходится «сортировать» пациентов. Такие больные вынуждены были остаться дома под наблюдением семейного врача. Однако часто у них имеются проблемы с доступностью получения медицинской помощи. У многих есть только одна возможность ? это вызов скорой, только так они могли попасть в стационар.

Кроме того, по мнению А. Шиловса, часть пациентов, когда появились новости о распространении в Латвии COVID-19, вообще не обращались за медицинской помощью - ни к семейному врачу, ни куда-то еще.

«К сожалению, их состояние в какой-то момент насколько ухудшилось, что, вероятнее всего, родные вызвали скорую», - допускает врач.

По его словам, в радиологии существует убеждение - при исследованиях в 90% случаев и чаще находят какую-то патологию, «что-то не в порядке». «Это значит, что есть часть пациентов, которые не приходят в больницы, и мы ожидаем, что в апреле-мае, вероятнее всего, будет очень большой приток «нековидных» пациентов», - отметил он.

Живучий кризис

Специалисты считают, что даже когда ковид-пациентов станет меньше, чрезвычайная ситуация в сфере здравоохранения продолжится. Однако имеется решение, которое позволит разгрузить медицину, - более активно привлекать частный сектор, например, для оказания амбулаторных услуг здравоохранения.

«Если мы говорим о долгосрочном периоде, то ясно, что сотрудникам системы здравоохранения придется бороться с этой трудной ситуацией еще долго», - отметил А. Шиловс.

Может настать момент, когда спасти систему здравоохранения с помощью денег уже не удастся - то есть более высокая зарплата не будет мотивировать трудиться в государственных медицинских учреждениях.

Но на самом деле попытки договориться с частными клиниками уже были. В начале года Минздрав, еще возглавляемый Винкеле, и Национальная служба здравоохранения обратились к частным клиникам с просьбой направить часть персонала на работу в «ковидные» отделения госбольниц. Во многих больницах такие отделения были уже заполнены на 99%. Пациентов, состояние которых стабилизировалось, но кому еще необходимо оставаться под наблюдением врачей, направляли в региональные больницы, чтобы освободить места в Риге для больных с острыми заболеваниями. Однако и в региональных больницах наблюдается жесточайший дефицит профильных кадров почти по всем медицинским специальностям.

«Состоялись переговоры с частными клиниками по вопросу, могут ли они нам помочь в завершении стационарного лечения ковид-пациентов в университетских клиниках. Но частные учреждения ответили, что они могут обеспечить другую - не «ковидную» - помощь», - рассказала представительница Минздрава Санита Янка.

Некоторые частные клиники сообщили, что готовы оказать помощь, но по своему профилю, например, это плановые и экстренные операции в рамках государственного финансирования. То есть пациентов, поступающих в приемное отделение, могут отправить на лечение в частную клинику.

«Специалисты готовы принять хирургических пациентов по своему профилю - это травматология, ортопедия, проктология, офтальмология. Конечно, и в нашей клинике количество мест ограничено, но мы готовы в рамках своих возможностей принять пациентов с острыми заболеваниями из «Гайльэзерса», - рассказала представитель одной из рижских клиники Лига Рибкинска.

На психологическом фоне

Так или иначе, но медсообщество бьет в набат - латвийские больницы исчерпывают свои возможности, а медицинский персонал балансирует на грани выживания. И все это происходит на фоне общей напряженности из-за ситуации с распространением коронавируса в Латвии. Ситуация накаляется, следовательно, растет и напряжение у людей, указывают специалисты. В итоге больницы все чаще сталкиваются с агрессией пациентов и нападками их родственников, которым тяжело принять меры по ограничению распространения коронавируса.

Тема эта серьезная, и поводом для ее обсуждения стал очень неприятный инцидент в рижском онкологическом центре. Недавно мужчина, которого не пустили в больницу, пытаясь прорваться внутрь, достал пистолет и принялся угрожать им персоналу. К счастью, охранник подоспел вовремя и скрутил нарушителя. К сожалению, примеров такого агрессивного поведения становится все больше, говорят врачи.

«Полезные» ограничения

Такому поведению способствует, например, правило, которое запрещает родственникам пациентов приносить продукты. Кроме того, ограничено время посещения. Нужно договариваться о посещении с лечащим врачом пациента. Врач передаст разрешение охране, и только тогда пациента можно навестить.

В основном родственников допускают к пациентам, которые находятся в тяжелом или критическом состоянии. Во время визита посетитель должен быть в защитной маске. Передавать пациентам можно только личные вещи, без которых сложно обходиться: очки, телефоны, планшеты, зарядные устройства.

Руководитель отдела обслуживания клиентов Рижской Восточной клинической университетской больницы Агрита Юнкере рассказала, что люди приходят и демонстрируют откровенное неповиновение требованиям, высказывают претензии и ведут себя агрессивно. Охране в течение дня неоднократно приходится втолковывать людям правила поведения.

Представитель больницы Страдыня Янита Вейнберга сообщила, что сотрудники больницы чаще сталкиваются не с агрессией, а с тревогой и неясностью работы в будущем. Тем не менее Я. Вейнберга также отметила сгущающееся напряжение. Она рассказала, что было два-три случая, когда пришлось столкнуться с очень встревоженными и немного агрессивными посетителями.

И такими примерами, к сожалению, полна работа всех медиков во всех больницах Латвии.

Что нас ждет?

На то, что ситуация в наших больницах будет улучшаться, надеяться не приходится. Дело в том, что новый министр здравоохранения Даниэль Павлютс (выпускник Латвийской музыкальной академии, кстати) уже ответил на вопрос, что будет делать на месте Илзе Винькеле и каков его главный приоритет.

Новый министр решил, что главным вопросом является вакцинация против коронавируса и решать этот вопрос следует в ускоренном темпе. А иначе случится то, что случилось с предыдущим министром здравоохранения - отставка. Итак, с легкой руки министра в Латвии началась добровольно-ускоренная вакцинация медиков.

«В настоящее время мы не используем возможности вакцинации на полную мощность, в холодильнике есть вакцины, но они не используются. Показатели вакцинации ниже, чем хотелось бы. Следовательно, необходимо дать возможность вакцинироваться и другим медикам, не только тем, кто работает с больными коронавирусом, и семейным врачам. Поэтому сегодня принято решение о том, что мы начинаем вакцинацию всех лиц, включенных в регистр медицинских работников», - заявил Павлютс.

Разумеется, такой подход к делу очень понравился премьер-министру Латвии Кришьянису Кариньшу, который назвал действия нового министра «правильными и обоснованными». И ни слова о других проблемах в здравоохранении. Впрочем, вакцинация - отдельная тема для разговора.

24.01.2021 , 05:00

BB.lv

Фото: freepik.com


Написать комментарий

Министервство здравозахоронения.

коллапс! ... с чьего молчаливого согласия всё это? или 24-й год приближается как 100лет назад несёт - голод и разруху

Муж алкаш- горе семье, долба*бы у власти- горе стране...

Муж алкаш- горе семье, долба*бы у власти- горе стране...

Они прихвостни Фашингтона, а не д...бы.

А почему латвийское министерство здоровья (Veselības ministrija) на русском называют министерством здравоОХРАНЕНИЯ?) И перевод некорректный, и функция охраны здоровья у него как таковая отсутствует...))

( достал пистолет и принялся угрожать им персоналу). Думаю это лишь печальное начало. не у всех есть оружие но как знать на что решится человек которому нечего терять и захлестывает боль и отчаяние?А вина во всем не медиков а правителей Латвии-вот с кем разбиратся нужно .

новому министру на медицину наплевать, он в ней ничего не понимает. сказано- вакцинируй, вот он и будет тупо это делать, хоть в гаражах. остальное для него не существует.

Написать комментарий