В тихом омуте бациллы водятся

Госагентство общественного здоровья раз в две недели проводит мониторинг воды в 275 местах купания. Согласно последним результатам лабораторных проверок, не рекомендуется нырять и плескаться в четырех водоемах Риги и Рижского района: Вакарбулли, Велнэзерс, Бабелитис и Вангажу

Здесь микробиологические показатели превышают допустимый уровень. Телеграф отправился непосредственно на места общественного отдыха проверить, принимают ли во внимание предупреждения специалистов горожане.

Неоднозначное озеро

На излюбленном месте сбора жителей Юглы — озере Бабелитис — этим летом значительно благоустроили зону активного отдыха: установили одну детскую и три волейбольных площадки (две были и прежде, но теперь вокруг вырос плетень, чтобы мяч не улетал в воду). Новшество — появилось по три туалета, раздевалки и места для гриля. Также пляж оборудовали семью столами и двенадцатью отдельными скамейками. Вроде бы есть все условия для полноценного отдыха, только вот купаться здесь нежелательно. Об этом свидетельствует красная табличка в стороне с надписью на госязыке “Плавать опасно”. При этом почти никто себе не отказывает в удовольствии освежиться в воде.

Телеграф задал загоравшим вопрос, не опасаются ли они подцепить в грязной воде инфекцию, на что получил ответ: “В том месте, где знак, мы и не плаваем! Там нельзя: все поросло тростником и кувшинками, да еще любители рыбу ловят. А тут, — показывая на лягушатник, где плещутся дети, — можно! Иначе зачем буйки поставили?” Тут же возражает пожилая дама: “А я в прессе читала, что на нашем озере вода плохая!” Оппонирующая сторона: “А кто сейчас СМИ верит? В водоем же не выходит какая-нибудь труба с отходами производства! Да и вообще, за четыре года, сколько здесь отдыхаем, даже ни одного прыщика не вскочило, не то чтобы…” Ничего не скажешь, аргументы убедительные.

Ил, собаки и бомжи

Рядом с красной табличкой висит другой знак, запрещающий купать собак (по логике вещей, не только в заросших местах, но и во всем водоеме). Очевидцы утверждают, что нередко собаководы в озере своих питомцев с мылом моют и чешут. Портят культурный отдых и наведывающиеся сюда, дабы “принять ванну”, местные бомжи. Запретить им появляться здесь никто не может, ведь они такие же члены общества. Правда, работники спасательной станции следят, чтобы асоциальные личности не распивали алкогольных напитков и не шли в воду пьяными. Но этим летом тут их стало меньше, так как на одном из весенних субботников молодежь и активисты общественной организации по закаливанию и зимнему плаванию “выселили” их из близлежащей трубы под железнодорожной насыпью, потому что стояла от этих жильцов невыносимая вонь.

Но все вышеперечисленные неудобства — лишь дополнение к истинной причине загрязнения воды в озере Бабелитис. Его глубина равна примерно 11—12 метрам, на девяти из которых покоится многолетний органический ил. Так сказать, на показуху Рижская дума деньги выделила, а на то, чтобы решить проблему в корне, руки пока не доходят.

Пенсионерка Ольга Коренева, когда-то работавшая в квартирном отделе Московского райисполкома, вспоминает о тогдашних планах руководства в 1987 году вырыть канал, соединяющий озеро Бабелитис и Кишэзерс, чтобы водоемы стали проточными. “Но началась перестройка, и хорошая идея канула в Лету”. Сама Ольга Коренева, осознавая всю опасность стоячей воды, здесь не купается: “Мужчинам — ничего, а вот женщинам это особенно вредно! Я сюда прихожу позагорать, а купанию предпочитаю прогулки по лесу. В этих местах много земляники, и пока дохожу до пансионата в Межциемсе, собираю литровую банку”.

Губительная демократия

Мы поинтересовались у спасателей, знают ли они о рекомендациях Госагентства общественного здоровья и просвещают ли отдыхающих. Вячеславу Жунде и Иманту Клинтсонсу, конечно, о реальном положении дел известно, но купающихся они не останавливают: “Всех людей равнять нельзя, да и страна у нас демократичная: каждый вправе поступать, как считает нужным”. Спасателям лишь остается добросовестно выполнять свои обязанности. Имант вспоминает те времена, когда здесь вытаскивали по 6 трупов за лето. Сейчас, слава Богу, жертв нет. Но без работы он с коллегами не остается. На днях вот девочка доплыла до буйка и с ним играла. Палец ноги застрял в металлической цепи, которым буек прикреплен ко дну. Бедняжку вовремя вытащили, пока та не захлебнулась.

Проводит рейды в окрестностях озера и полиция самоуправления. Корреспондентов Телеграфа некоторые отдыхающие тоже приняли за представителей правопорядка, а когда узнали, по какому мы вопросу, попросили донести до общественности и городских властей любопытную мысль: "Тот сапропель, который можно извлечь со дна при помощи драги, необходимо продать латвийским сельскохозяйственникам в качестве экологически чистого удобрения. А на вырученные деньги довести дело до ума: до конца облагородить “плодоносное” озеро и прилегающий пляж".

Липкая опасность

Побывал Телеграф и еще в одном месте купания из черного списка — Вакарбулли в Болдерае. Здесь нас не встречала предупреждающая табличка, и, если не знать результатов мониторинга агентства общественного здоровья, даже не скажешь, что вода опасна (вызывает функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта). У берега водорослей не наблюдалось, многочисленные жители Задвинья без раздумий бросались в манящие морские волны. Работники спасательной станции в Вакарбулли сказали, что жалоб на воду не было, но от себя добавили, что она на самом деле какая-то липкая.


Написать комментарий