Будет ли НАТО защищать Латвию или отступит до лучших времен? Объясняет эксперт

Большого шума в евроатлантических кругах навело выступление премьера Эстонии Каи Каллас о том, что прежний план обороны государств Балтии Североатлантическим альянсом предусматривал возможность полугодовой оккупации Россией, после чего НАТО бы нас освободило вновь.

Diena попросила прокомментировать этот щекотливый вопрос председателя Комиссии Сейма по иностранным делам Рихардса Колса.

«Вопроса нет — была или не была ложь, - заявил депутат от Национального объединения. - Те решения и политика сдерживания, которые были приняты на предыдущих саммитах, в себя в действительности включали то, что в случае внешней агрессии есть эти подразделения быстрого реагирования. И это реагирование ничуть не означает трех или шести часов, там есть речь о даже днях. Здесь нам нужно вспомнить, что сразу после 24 февраля НАТО активизировало четвертую статью договора альянса, которая автоматически задействовала план обороны Балтийских государств и силы реагирования высокой готовности общим числом 40 000. Но они не концентрированы только в Балтийских государствах, но по всей Европе, и отдельные силы могут прибыть даже в течение 30 дней. Поэтому нет того, чтобы госпожа Каллас произнесла бы какое-то новое признание. Это не было секретом, просто ситуация в течение последних четырех месяцев требовала смены нынешнего подхода. Ибо многие государства-участники НАТО еще до 24 февраля думали, что этот подход об условных 160 или 180 днях для них приемлема».

Между тем, господин Колс осмелился возразить самому Володимиру Зеленьскому: «Если Запад не действует, следующими будут Балтийские государства». По оценке латвийского парламентария и земессарга, «вовсе не Балтийские государства будут следующими, но НАТО как организация, и именно это вытекает из пятого пункта договора НАТО». «После угрозы России, я думаю, больше нет никаких иллюзий...»

Р.Колс высоко оценил вступление Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс — это «чрезвычайный вклад в безопасность и оборону нашего региона как краткосрочный, так и долгосрочный»:

«В дальнейшем будет не Балтийское море, но море НАТО, ибо НАТО в случае необходимости сможет полностью блокировать Финский залив, таким образом запретив любой доступ к Петербургскому порту. Так что ситуация кардинально изменилась как для НАТО, так и для России». «Нужно принимать во внимание, что не только Россия есть агрессор, но также ее вассальное государство Беларусь, с которой у нас есть граница и в которой сконцентрированы все большие и большие российские вооруженные силы. И мы видим, что Кремль всеми способами стремится достичь официального включения Беларуси в свою развязанную войну. Это все по-прежнему с очень высокой вероятностью, и НАТО это не может игнорировать. С утверждения балтийского плана обороны Балтии последовали как не легитимные выборы в Беларуси и все более тесная синергия между Беларусью и Россией, что абсолютно изменило архитектуру безопасности и обороны в нашем регионе. Поэтому плану обороны нашего региона нужно быть не только дополненным, но и обновленным».