Куда идти, когда нечем платить

Заняв кресло главы Администрации неплатежеспособности (АН) в июле прошлого года, Агнесе Квеска первым делом взялась за проверку процессов неплатежеспособности, контроль за администраторами и разработку нового законопроекта. За прошедший год был проверен 371 процесс неплатежеспособности, аннулированы сертификаты у трех администраторов, а проект нового Закона о неплатежеспособности на этой неделе одобрил Кабинет министров.

Цель и средства

“Наша цель — сделать так, чтобы процесс неплатежеспособности не был неоправданно затянут, чтобы коммерсант, столкнувшийся с временными финансовыми трудностями, мог вернуться к нормальному ведению бизнеса. А люди, потерявшие работу из-за банкротства работодателя, знали о своих правах на получение компенсации”, — говорит Агнесе Квеска.

Алфавитом по конфликтам

Кроме того, по нынешней системе администратор для каждого конкретного случая определяется методом случайного выбора. Все сертифицированные и практикующие администраторы занесены в базу администрации неплатежеспособности (доступна на сайте в Интернете). Регулярно судами присылаются новые дела и выстраиваются в базе в алфавитном порядке. Дело на букву “А” достается первому администратору в списке. Ну и так далее.

“Таким образом исключается конфликт интересов. Если же администратор получает дело, где он каким-то образом является заинтересованной стороной, он должен отказаться. Кстати, отказаться он может и просто если дело ему не нравится”, — объяснил замдиректора АН по юридическим вопросам Эрвин Абеле.

Еще одно изменение, касающееся работы администраторов, заключается в том, что теперь жалобу на его работу можно сразу подавать в АН. Раньше процедура была дольше. Кстати, видимо, облегчение процедуры привело к тому, что в первом полугодии подано 56 заявок на отстранение чиновников от процессов. В 6 случаях жалобы уже были признаны необоснованными, а 25 удовлетворены.

Закон примут в два этапа

Что касается нового законопроекта, то, по мнению Квески, он был разработан за очень короткий срок. “Новый закон, с одной стороны, направлен на защиту предпринимателей, а с другой — защищает интересы кредиторов. Ведь до сих пор бизнесмен, столкнувшийся с временными финансовыми трудностями и не способный выполнить свои обязательства, сразу становился банкротом. Теперь у него есть шанс вернуться к нормальному бизнесу, потому что законом предусмотрен процесс правовой защиты”, — объясняет Квеска.

Защита компании, которая не может выполнить свои обязательства перед кредиторами, например, банком, может быть использована нечестными предпринимателями, которые просто хотят списать долги. Кто реально будет следить за тем, чтобы закон не использовали в нечестных целях? Квеска уверяет, что возможностей смухлевать немного. Например, чтобы претендовать на защиту, должник должен доказать, что его активы (например, имеющаяся недвижимость) стоят больше, чем составляет сумма долга. Но в любом случае окончательное решение о процессе правовой защиты принимает суд, который анализирует все документы и несет ответственность.

Однако же, вероятнее всего, учитывая, что закон был разработан за очень короткий срок, нормы о правовой защите и неплатежеспособности физического лица вступят в силу позднее, чем сам новый закон (в июле будущего года).

Кого кормят бизнесмены?

Что касается работников, получивших компенсации из гарантийного фонда, то, согласно отчету Линды Сниега-Свилане, замдиректора АН по финансовым вопросам, за первое полугодие компенсация была выплачена 1140 работникам 51 предприятия. Это на 56% больше, чем годом ранее. Примерно на 100 Ls выросла и сумма, которую получил каждый человек — 622 Ls (на бумаге).

Среди неплатежеспособных компаний, которые получили наибольшие суммы из гарантийного фонда, можно назвать AKD Logistik (348,5 тыс. Ls), Rīgas jūras līnija (308,9 тыс. Ls) и OT Grupa (197,2 тыс. Ls).

Как известно, гарантийный фонд создается из пошлин на риск, которые ежегодно за каждого сотрудника платят предприниматели. Если пару лет назад пошлина была 75 сантимов за человека, то сейчас она снижена до 25 сантимов. Но в ассоциации работодателей уверены, что ее надо либо снизить еще, либо отменить, потому что реально в фонд собрано уже очень много средств и он расходуется не только на выплату компенсаций, но и на содержание аппарата АН, Минюста и СГД.

Линда Сниега-Свилане подтверждает, что деньги из фонда идут не только на компенсации, но и на содержание учреждений, которые вроде бы должны жить за счет бюджета. “Но правительство приняло решение не снижать пошлину до 2010 года. Кроме того, запланировано, что деньги из фонда уже не будут расходоваться только на компенсации людям, потерявшим работу”, — пояснила она. Правда, она так и не смогла ответить, будет ли снижена пошлина после 2010 года или предпринимателям, как и раньше, придется содержать чиновников.


Написать комментарий