Латышский избиратель смотрит налево

Не понимаю я этих русских», - якобы недоумевает то один, то другой правый политик. Дескать, стоит ли «выбрасывать» свой голос за потенциальных оппозиционеров - ЗаПЧЕЛ и «Центр согласия». Невдомек им, что отданные за левых голоса - это протест против проводимой правыми политики - и тупиковой этнической, и беспомощной социально-экономической. И этих голосов становится все больше.

Пришла пора сменить правую политику левой

Это только начало

Лукавящие правые не понимают и латышей. Им бы задуматься, почему те голосуют за левых. На прошлых выборах среди проголосовавших за левых 18 процентов составили латыши. Политологи считают этот факт позитивным и добавляют, что «то было лишь началом». Тогда, в 2002-м, ЗаПЧЕЛ получило на 52 тысячи голосов больше, чем в 1998-м, и прирост дали не Рига с Латгалией, а Земгале с Видземе и Курземе – из почти 190 тысяч «запчеловских» голосов около пятой части – латышские. Тогда правые не захотели понять, что голосовавшие за «пчел», в том числе и латыши, заявили о своем неприятии сегрегированного государства, создаваемого национально ориентированными партиями.

Урок четырехлетней давности они не учли. С лозунгом «Латвия для латышей!» сегодня выступают не только деградирующее ТБ/ДННЛ в компании с политическими недомерками, но и пытающееся выглядеть респектабельным «Новое время», неоднократно заявляющее о желании создать «подлинно национальное» правительство, заботящееся о благе латышей. И тот факт, что якобы центристские «первые» вкупе с «путейцами» или «зелено-коричневые крестьяне» не отмежевываются от попахивающих национализмом лозунгов и программ, а прагматичные «народники», соглашаясь с «временщиками», готовы составить будущее правительство со всеми правыми (надо полагать, и с крайними, попади они в Сейм), лишь подтверждает, что курс на этнократию неизменен, а этническая политика по-прежнему будет не консолидирующей, а раздражающей.

А людям нечего делить, у них общие проблемы и заботы. Недавно «Час» писал (№ за 18.08.2006) об объединении VISI – «Родители – росту, образованию, обществу», озабоченном проблемами образования. Глава VISI елгавский юрист Карлис Болдишевич заявляет о готовности включиться в борьбу и за сохранение русского образования, понимая, что насильственно проводимая школьная реформа сказывается на качестве образования и латышских ребят. «Думаю, мы сумеем вам (русским. – А. К. ) помочь, если вы будете с нами, нас скорее услышат. Так что присоединяйтесь!»

Кто виноват

Латыши уже начинают понимать, что розыгрыш национальной карты не более чем спекулятивный пропуск во власть. И уже понимают, что не «понаехавшие тут русские» повинны в их социальных бедах, что вернувшиеся на историческую родину западные соотечественники вместе с оборотистыми местными законодателями разрушили экономику и приватизировали за гроши буквально все – дома, землю и прочее, что поспешное вступление в НАТО и Евросоюз оборачивается окончательным разорением национальной экономики. Видят и то, что депутаты Европарламента от правых партий не национальные интересы отстаивают, а якобы добиваются восстановления исторической истины.

Истина же такова, что яростные борцы с коррупцией оказываются замешанными в громких скандалах, коррупционные дела буквально заматываются, если и доходят до суда, разбирательства тянутся годами, как пресловутое «дело Мотте», и уж если дойдет дело до приговора, получает обвиняемый срок – вплоть до семи лет… условно и, естественно, без конфискации, кстати, предусмотренной в качестве обязательной меры Конвенцией ООН по борьбе с коррупцией.

Политики чувствуют себя независимыми от избирателей, игнорируя элементарные требования электората, они оставляют «неотоваренными» голоса избирателя. И если даже в предвыборный год политики демонстративно не считаются с общественным мнением, это о чем-то говорит. Электорат отвечает тем же: никогда еще не был столь низким уровень доверия народа к власти – Сейму, правительству, судам.

А как доверять? Во время весеннего визита патриарха Алексия II политики пообещали узаконить православное Рождество праздничными днями, а стоило патриарху уехать, Сейм тут же задробил свое же предложение. Это ли не обман?

Кстати, подвергнутый подобной обструкции день Мары правительство чуть позже узаконило, внеся поправку в список праздничных и отмечаемых дней, а 35 тысяч исповедующих православие латышей так и оставили без их второго по значимости праздника.

Примерам политического и экономического «кидка» несть числа, приводить их можно до бесконечности. А если к ним прибавить еще и громкие то «педофилгейт», то «юрмалагейт», а теперь еще и «резекнегейт», к которым оказываются причастны политики из правых правящих партий, получится не самый привлекательный портрет правого латвийского политика.

Мешают стереотипы

Политологи отмечают, что в обществе усиливается разочарование в латышских политиках. Это, конечно, не означает, что латыши активно проголосуют за ЗаПЧЕЛ или за «Центр согласия». Еще не все освободились от демагогического стереотипа, дескать, это промосковские партии и защищают они лишь инородцев. Но уже приходит осознание, что левые защищают человека и его права. И не только политические, гражданские, но и социальные – право на жилье, право на достойную жизнь, нормальное образование детей, гарантированное здравоохранение, и при этом не делят людей по национальностям.

Политолог, глава «Латвияс факти» Айгарс Фрейманис отмечал, что «стереотип о том, что Урбанович, Жданок, Рубикс смотрят в сторону Москвы, в действительности неправилен. Пословица «Говорим – Россия, подразумеваем – коммунизм» уже давно неверна». Но этими стереотипами оперируют, потому что не Москвы боятся, а роста популярности этих партий».

Пока еще люди опасаются открыто выражать свои симпатии к левым партиям, потому что моральный террор, обвинения в предательстве национальных интересов все еще используются и влиятельные латышские издания предоставляют свои страницы для ушатов грязи и на левых политиков, и на тех, кто их поддерживает. Любопытный, кстати, факт был зафиксирован на прошлых выборах. Комментируя 10-процентный показатель ЗаПЧЕЛ по результатам exit pool («опрос на выходе»), Айгарс Фрейманис заявил с экрана телевизора: «Полагаю, у «пчел» в два – два с половиной раза больше. Люди, особенно латыши, увы, боятся признаться…» Г-н Фрейманис был прав: «пчелы» получили 25 процентов!

  • * *

Сегодня настроение в обществе таково, что латышский избиратель может вообще не пойти на выборы. Вот этого-то правые политики и опасаются, потому что при активности русских избирателей пассивность латышских прибавит голосов левым партиям. Надо же наконец подтвердить правильность опасений правых политиков…


Написать комментарий