И ангелов в соборе голоса

У "Фаринелли-проекта", уже не первый год осуществляемого продюсером Владимиром Решетовым, в мире аналогов нет. Объединять контратеноров (их считают слишком капризными и ревнивыми к коллегам-конкурентам) в одном, а тем более — в серии концертов, до сих пор не решался никто.

Праздник музыки барокко

В минувшие выходные в рамках проекта состоялся 1-й Международный праздник музыки барокко Farinelli-Fest, включенный в программу рижских торжеств. На этот раз продюсер проекта и художественный руководитель и дирижер праздника Андрис Вейсманис отказались от развлекательного театрализованного антуража.

В результате и на субботнем концерте Anno Domini в Домском соборе, и в воскресной оперной постановке Back to Baroque в Латвийской Национальной опере царствовала лишь сама не нуждающаяся в украшательствах музыка и правили великолепные молодые голоса. И это было захватывающе. Звучали духовные (в храме контратеноры действительно воспринимаются как пение ангелов) и светские произведения, наиболее ярко представляющие творчество композиторов барокко — Генделя, Перселла, Рамо, Вивальди, Моцарта, Россини. С вкраплениями близких по характеру и настроению сочинений Масканьи, Листа, Франка. Пели и соло, и дуэтом, и ансамблем. Разнообразие представленных голосов снимало ощущение некоторой искусственности происходящего, обычно возникающее, когда в концерте участвуют исключительно контратеноры. К тому же, когда в такой программе выходят и певицы, понимаешь, насколько все же отличаются мужское и женское сопрано (Эвия Мартинсоне, Марина Ребека).

Знай наших!

Это был фестиваль событий. Овации вызвала мировая премьера экспериментальной Missa de Angelis для голоса и камерного оркестра российского композитора Александра Маноцкова (в присутствии автора), написанной для контратенора Рустама Яваева. Событием стало выступление в Риге английского контратенора Чарльза Хамфриза и его всемирно известного американского коллеги Брайана Азавы, выступающего на престижнейших оперных сценах, победителя конкурса Пласидо Доминго “Опералия”, “Голоса всей Америки”. Кроме того, публика открыла для себя новое великолепное сопрано — нашу соотечественницу Марину Ребеку. Для нее это был очень удачный рижский дебют. Надо сказать, и Марина и более опытные певцы, контратеноры Рустам Яваев (Россия) и рижанин Сергей Егерс, с их богатыми выразительными голосами и отличной вокальной техникой, выглядели вполне достойно рядом с мировыми знаменитостями.

Публика обе программы приняла с восторгом. Тем более что они создавали молодой настрой, который можно было бы передать девизом: “Живи и радуйся — несмотря ни на что!”.

О более известных нам героях праздника подробнее рассказывать не станем. Познакомимся ближе с двумя — композитором Александром Маноцковым и певицей Мариной Ребекой.

Александр Маноцков — многогранный талант

Александр Маноцков изучал различные национальные музыкальные традиции и пишет в разных жанрах, в том числе духовную музыку. Работает и для театра (“Голая пионерка” в “Современнике”, “Господа Головлевы” в МХТ им. А.П.Чехова), и для телевидения, и для кино и всяческих действ. Как исполнитель (голос, перкуссия, контрабас, электробас) принимал участие в огромном количестве ансамблей всевозможной стилистики. И даже выступал в партии Могильщика в опере “Царь Демьян” в Мариинском театре.

Маноцков говорит, что очень любит музыку традиционной Missa de Angelis. А одна из форм любви композитора к какой-либо музыке — это написать на нее свою. Весной Александр встретился с блестящим контратенором Яваевым в театре “Современник”, где оба участвовали в постановке спектакля Кирилла Серебренникова “Антоний и Клеопатра. Версия” (у Рустама там фактически встроенная в драму мини-опера). Узнав, что Яваев едет в Ригу на “Фаринелли-фестиваль”, композитор заинтересовался — и в итоге родилась Missa de Angelis для голоса и камерного оркестра.

— Вообще я не большой сторонник прилагательных по отношению к музыке, — замечает Маноцков. — Когда говорят, что сочиняют или исполняют духовную музыку или старинную музыку, аутентичную, современную… прилагательные эти выступают в роли маски. Получается как бы игра во что-то. Я сторонник музыкальной музыки, и термин “духовная” употребляю в очень ремесленном смысле. Композитор — это прежде всего ремесленник, работающий для людей. Он обслуживает людей. Их потребность в музыке. А потребность есть — и в музыке в храме, в опере и в концерте…

Марина Ребека: поет, как дышит

Когда поет Марина, это так точно и естественно, что о технике не вспоминаешь вообще. Свежее, красивое сопрано, легкие колоратуры и глубокие “низы” — кажется, будто для этой певицы нет ничего невозможного. Словом, будущее проглядывает весьма интересное.

Марине остался год занятий в знаменитой римской академии Santa Cecilia. В Риге Марина училась вокалу в музыкальном колледже им. Яз.Медыня, а до этого — в частной музыкальной школе. Ей не исполнилось и 18, когда она попыталась поступить в Музыкальную академию.

— Но прослушав меня, мне сказали, что голос, конечно, интересный и сильный. Но приходите через годик, — вспоминает Марина. — Это был шок, я рыдала. Но не было бы счастья… Может быть, если бы меня приняли, я уже не поехала бы учиться в Италию, родину бельканто, страну с богатейшими традициями.

Ее артистическая карьера только начинается. Впереди серьезная самостоятельная работа. Она еще не знает точно где — есть разные планы, предложения. Из Латвии, кроме “Фаринелли-проекта”, пока конкретных предложений не было, но это связано еще и с тем, что дома она почти не бывает. В прошлом году, например, ездила в Австралию. С сольными концертами выступила в небольших городах в Италии — пела итальянскую оперную музыку и камерную французскую, испанскую. А сейчас бесконечно рада своему счастливому рижскому дебюту и горячему приему рижской публики. И хочется надеяться, что такой прием будет встречать ее у нас еще не раз.

В музыкальной академии мне сказали, что голос, конечно, интересный и сильный. И предложили прийти через годик. Это был шок, я рыдала. Но не было бы счастья… Может быть, если бы меня приняли, я уже не поехала бы учиться в Италию, родину бельканто, страну с богатейшими традициями.


Написать комментарий