Про «заказные ревизии» и сто бесхозных миллионов Риги

Оказывается, в разгар ипотечно-земельного бума в Риге «болтается в воздухе» земля на 100 миллионов латов. Однако Госконтроль уже отчаялся убедить столичные власти навести в этой области порядок. Оно и понятно: в хаосе муниципальное имущество легче «испаряется». О скандальных результатах последних ревизий «Час» побеседовал с начальником службы Госконтроля Ингуной Судрабой (на снимке). Кстати, в ходе беседы возникло неожиданное слово - «совесть».

Наш разговор начался с темы «заказных ревизий». Ведь почти после каждой проверки Госконтроля начинаются рассуждения на тему: кому это выгодно? Вот и по поводу проверки на телевидении, которая закончилась нынешним летом, тут же пошли слухи, что этот «наезд» на LTV был местью заинтересованных лиц – за раскрутку журналистами «юрмалагейта». В ответ на такое предположение Ингуна Судраба смеется:

- Нам никто не может позвонить и послать куда-то ревизоров. План ревизий утверждается в конце года на весь следующий. Если сейчас кто-то хочет сделать какой-то заказ, то все ревизоры уже заняты. Ведь проверки длятся по нескольку месяцев.

«Бесхозная» земля в Риге на 100 миллионов

Самая, пожалуй, серьезная ревизия Госконтроля за последнее время – это проверка земельной собственности Рижской думы. Прошла она в мае и в СМИ особо не освещалась. Впрочем, понятно, почему – слишком выгодный бизнес. Однако факты вскрылись потрясающие: оказывается, в разгар ипотечно-земельного бума городские земли на 100 миллионов латов просто «болтаются в воздухе».

Итак, Госконтроль проверил учет и занесение в Земельную книгу собственности Рижского самоуправления. Обнаруженные нарушения, выражаясь ревизорским языком, «создают риск коррупции, разбазаривания и потери имущества».

Самым распространенным недостатком ревизоры признали невнесение муниципальной собственности в Земельную книгу. Например, из всех земель, находящихся на административной территории Риги, на имя самоуправления в Земельную книгу занесено только 47,5% (!).

Далее: учет земель ведется довольно странно. Они исключаются из баланса на время переоценки, изменения границ или целей использования, а потом, уже в новом качестве, вновь появляются в балансе. По мнению ревизоров, такая путаница с бухгалтерским учетом создает возможности разбазаривания муниципального имущества, поскольку не отражает реального положения дел – ни количества участков, ни их площади и стоимости.

Кроме того, оказывается, что Рижская дума совсем не проявляет интереса к бесхозным пока землям, хотя они могут быть использованы во время земельной реформы. Учета таких наделов вообще не ведется. Между тем, по данным Государственного кадастра недвижимости, бесхозных земель в Риге 5 тыс. га, их примерная кадастровая стоимость – 100 миллионов латов.

А еще рижское самоуправление не торопится регистрировать на свое имя лесные угодья в Варнукрогсе, Приедайне, Бражциемсе, а также в ряде районов Латвии, хотя они переданы Рижскому агентству леса. Что позволяет подать заявку на приватизацию лесных угодий и получить в собственность землю, которой, если действовать «по уму», можно придать соответствующий статус и обеспечить защиту…

Теперь о путанице. Отмечается, что система учета в самоуправлении и в Государственном кадастре недвижимости сильно отличается. Первое присуждает инвентаризационный номер, а второй – кадастровый. Из-за этих различий здания зачастую невозможно найти в бухгалтерских документах муниципалитета по кадастровому номеру. Кроме того, они могут находиться на балансах разных думских структур, хотя по закону к 1 сентября 2000 года их должны были передать на баланс департамента собственности Рижской думы.

- Все это создает риск, что имущество может быть использовано незаконно, – говорит Ингуна Судраба. По ее словам, такое положение дел уже привело к ряду подозрительных сделок: – Часто при продаже земли, даже если происходят тендеры, мы видим, что участки уходят за цену гораздо ниже рыночной. Хотя по закону все формальности соблюдены – есть и оценка оценщика, ценовой опрос, получены три разных предложения, но уже с самого начала видно, что цены занижены. Остается недоумение: кому такие опросы высылаются, кому становится известно о продаже этого имущества?

Что дальше?

Госконтроль свои наблюдения по земле Рижской думы сопроводил рекомендациями по улучшению работы. Однако делает он это не в первый раз, и, судя по всему, в думе не торопятся выполнять указания ревизоров. Правда, в прокуратуру ревизоры пока не обращаются, так как материального ущерба пока не зарегистрировано.

О дорогах

Как известно, министр сообщения Кришьянис Петерс поручил ликвидировать резервный фонд автодорожной программы, из которого в прошлом году по распоряжению прежнего министра Айнарса Шлесерса почти миллион латов был выделен ряду «своих» самоуправлений.

Госконтролем в ходе ревизии было установлено, что Шлесерс, нарушив закон о госбюджете, единолично выделил 16 разным самоуправлениям более 900 тыс. латов. Четких критериев при выделении средств установлено не было.

- Само создание этого резервного фонда – нарушение закона, – говорит Ингуна Судраба. – К тому же средства этого фонда были использованы для улучшения дорог самоуправления, тогда как были предусмотрены на государственные дороги.

Самые большие суммы выделялись самоуправлениям, руководимым представителями Латвийской Первой партии и партии «Латвияс цельш» (их союзниками, с которыми они пошли на выборы). То есть, очевидно, проводилось скрытое финансирование «своих».

«Культурное дело» и… совесть

Как пояснила нам г-жа Судраба, проверка в Латвийском фонде культуры была предпринята после ряда жалоб на нарушения.

Примеры вскрылись вопиющие. Так, 12 декабря 2002 года ЛФК заключил договор с группой физических лиц для сбора пожертвований на обновление Рижского православного кафедрального собора, устроив акцию «Рождественский свет». Собранные в 2003 году средства в размере 13 000 латов так и не были отправлены по адресу. (Подробнее о результатах проверки ЛФК «Час» писал в номере от 16.08.2006.) А еще выяснилось что через ЛФК крупнейшие банки страны и ряд фирм попросту уклонялись от налогов.

Госконтролеры, признает Ингуна Судраба, так и не смогли проследить путь всех средств в ЛФК – система распределения денег в фонде крайне запутанна и непрозрачна. Даже если деньги выделялись на благие цели, то у ревизоров не было возможности проследить за тем, как они тратились. Фонд попросту не требовал никаких отчетов и чеков.

- Мы информируем Генпрокуратуру обо всех выявленных нарушениях, – заявила г-жа Судраба.

На вопрос, почему такие вещи возможны, глава Госконтроля отвечает: проблема не столько в законодательстве, сколько в отсутствии совести у предпринимателей.

- Есть ценности, которые могут понять немногие, – говорит г-жа Судраба. – Но зато есть достаточно людей, которые всегда ищут только выгоду… Больно видеть, когда система пожертвований используется для собственной наживы, когда на благо самого жертвователя деньги работают больше, чем на адресата пожертвования.

Что делать? Г-жа Судраба считает, что минфину стоило бы тщательнее оценивать схему, по которой организация получает статус фонда и право принимать пожертвования.

И о кадрах

Многие государственные учреждения в Латвии испытывают серьезную нехватку специалистов. Профессионалы идут в частный сектор, где они могут заработать значительно больше, чем на государственной службе.

С той же проблемой столкнулся и Госконтроль. Учреждение на данный момент ищет трех «контролеров» – старшего государственного ревизора, государственного ревизора и помощника. На данный момент из 125 мест ревизоров Госконтроля заняты лишь 107. На вышеупомянутые должности могут претендовать лица, получившие высшее профессиональное образование второго уровня или академическое высшее образование на факультетах экономики, бухгалтерии, финансового управления или правовых наук.

- Дело в том, что нет таких учебных программ, которые готовили бы ревизоров, – говорит г-жа Судраба. – Но мы приглашаем людей с достаточным опытом на работу.


Написать комментарий