Латвия Большое Ухо

Ведущая программы De facto подверглась санкционированному прослушиванию.
Ведущая программы De facto подверглась санкционированному прослушиванию.
Кажется, Латвия превратилась в одно большое ухо. Не успели выяснить, какая спецслужба предоставила пленки с записями разговоров руководства Нового времени и резекненского предпринимателя, как подоспела очередная прослушка: журналиста LTV. Последний случай можно назвать беспрецедентным: вчера Бюро по защите Сатверсме (SAB) подтвердило, что прослушивание телефонных разговоров телевизионной журналистки Илзе Яуналксне было санкционировано. Это означает одно — спецслужбы начали контролировать прессу и телевидение. За подобное наступление на свободу СМИ в мае этого года было отстранено руководство Федеральной разведывательной службы Германии.

За журналисткой следили месяц

Пленку с записями и расшифровку телефонных разговоров Илзе Яуналксне с некими сотрудниками KNAB и Генпрокуратуры неизвестные подкинули исполнительному директору Ассоциации вещательных организаций и продюсеру канала TV-5 Гунте Лидаке, которая передала их в Комиссию по национальной безопасности Сейма. Как рассказал Телеграфу член комиссии депутат Андрей Клементьев, компромат представлял из себя аудиокассету, но речь на ней записана на другой скорости, поэтому ее трудно воспринимать на слух. Однако распечатка телефонных разговоров была сделана на профессиональном уровне, поэтому комиссия обратилась в SAB с просьбой дать ответ: была ли прослушка журналистки санкционирована?

Вчера вечером контрразведчики сделали шокирующее признание: да, электронная слежка за журналисткой велась и она была санкционирована. Известно и время прослушивания журналистки: с 6 декабря 2005 года по 6 января 2006-го. Все это делалось с санкции судьи (имя его не называется) и на основании Закона об оперативной деятельности. Вся информация об электронной слежке передана в Генпрокуратуру для возбуждения уголовного дела об утечке секретной информации.

“После заявления SAB я могу озвучить две новости, — сказал в беседе с Телеграфом Андрей Клементьев. — Хорошая: все же не частные структуры воспользовались прослушивающим оборудованием. Плохая: в наших спецслужбах происходит что-то невероятное. В любом случае это начало очень громкого скандала”.

Кто заказал слежку?

Из сообщения SAB все же следует, что за журналисткой следила не контрразведка. Объясняется, что SAB является единственной структурой, которая осуществляет техническую процедуру прослушки мобильных разговоров, — но она выполняет заказы и других спецслужб. Официально на сегодняшний день слушать мобильные и простые телефонные разговоры имеют право госструктуры, которые работают в рамках Закона об оперативной деятельности. Как выяснил Телеграф, вторгнуться в нашу частную жизнь имеют право Бюро по защите Сатверсме, Полиция безопасности, финансовая полиция, Криминальная полиция, Служба госдоходов, Бюро по борьбе и предотвращению коррупции, а также военная контрразведка.

Чтобы непосредственно начать контроль, сотрудник SAB должен получить санкцию судьи в трех экземплярах, в них должен быть указан телефонный номер и структура, которая запросила организовать перехват. По заверениям SAB, они не интересуются, кто является клиентом, а просто вводят необходимый номер телефона в компьютерную систему — она автоматически записывает все разговоры этого абонента. Также в систему вводятся объем и время санкционированной прослушки. Дальнейшее дело техники: все разговоры, которые идут через оператора связи, поступают в SAB на специальный сервер, доступ к которому имеет только то ведомство, которое запросило организовать прослушку.

По неофициальной информации, SAB практикует и второй, оперативный способ прослушки — с помощью специального приемника, способного следить только за одним номером. В этом случае следящий должен находиться недалеко от объекта слежки — иначе сигнал от телефона просто не дойдет.

Еще один игрок

Специальную аппаратуру по контролю за телефонными разговорами имеет и Криминальная полиция. Правда, до сих пор не понятно, что же она из себя представляет и кто контролирует ее использование. Известно, что SAB однажды все же решил проверить своих коллег из полиции, но, согласно официальному сообщению контрразведки, МВД действовало в рамках закона.

Известно, что в распоряжении полицейских находится техника для слежки за владельцами мобильников, которая была приобретена за 149 тыс. латов у компании MMI Research Ltd. Официально эта аппаратура “контролирует данные IMSI и IMEI абонентов связи стандарта GSM”. А выражаясь проще: с точностью до 150 м может сообщать полицейским, где находится владелец мобильного телефона.


Написать комментарий