«Политрепрессированным гражданство не полагается!»

На вчерашнем пленарном заседании депутаты парламента решали, давать ли гражданство жителям Латвии, пострадавшим от тоталитарных режимов, и предоставлять ли школам право самим определять, какого количества учеников достаточно для открытия классов. Авторами законопроектов выступили левые партии - «Центр согласия» и ЗаПЧЕЛ.

епрессированных оставили без гражданства

«Центр согласия» предлагал передать в парламентские комиссии поправки к закону о гражданстве, предусматривающие право получения латвийского гражданства жителями, репрессированными при нацистском или коммунистическом режимах.

Однако идея «согласистов» Сейм не заинтересовала, и правящие депутаты, многие из которых даже не сочли нужным ознакомиться с законопроектом, дружно его зарубили. Впрочем, решение парламента никого не удивило, ведь, несмотря на наличие целого ряда недочетов в законе о гражданстве, партии правящей коалиции договорились до выборов Сейма не открывать закон для внесения изменений. Тем более по требованию левой опозиции.

Формировать школьные классы будет правительство

Неудача постигла и «пчел». Сейм отклонил разработанные объединением поправки к закону «О всеобщем образовании», предусматривающие, чтобы число учеников для открытия класса определяли не Кабинет министров, а самоуправление совместно со школами.

Как пояснил председатель парламентской фракции ЗаПЧЕЛ  Яков Плинер, сейчас закон дает право Кабинету министров определять минимальное и максимальное число учащихся в классе. Согласно постановлению правительства первый класс в городской школе можно открыть, если набирается минимум 18 детей, на селе – 8, а десятый класс в городских и сельских школах может быть открыт только в том случае, если в нем будет не менее 22 учеников.

- Что делать, если в сельской школе в первый класс подано не восемь, а семь заявлений? Или в городской школе в десятый класс – не 22, а 18 или 20 заявлений? Раньше школа и самоуправление обращались в министерство образования и науки и зачастую получали разрешение открыть класс с меньшим числом учащихся. Сегодня законодательство не позволяет министерству подписать такое соглашение. Не открывая отдельные классы, их часто объединяют. Падает качество знаний, многим детям приходится ездить в другие школы. В первую очередь уничтожаются маленькие школы, в большинстве своем латышские. Таким образом постепенно уничтожается и село. Страдают и школы нацменьшинств, особенно в районах, где меньшинства составляют менее 20 процентов, – сказал Плинер с трибуны Сейма.

Депутат напомнил: в прошлом году были закрыты шесть школ: одна русская и пять латышских. В этом – уже семь латышских школ. После того как Яков Плинер закончил выступление, на трибуну поднялся «тевземец» Юрис Добелис и, яростно жестикулируя, заявил, что Плинер только делает вид, что беспокоится о латышских школах, а на самом деле он хочет сохранить «умирающие русские классы».

В итоге правящая коалиция «пчелиную» поправку не поддержала: за предложение ЗаПЧЕЛ проголосовали 17 депутатов, 45 были против, 13воздержались.


Написать комментарий