Миссия в Ираке: гарантия безопасности или грязное дело?

Вчера в обстановке секретности из Ирака вернулась группа латвийских военнослужащих.

В ночь на вторник в Латвию из Ирака возвратились 112 военнослужащих латвийского контингента. Их должно было быть 115. Но трагический инцидент в конце декабря, во время которого на мине подорвался джип латвийских миротворцев, внес коррективы в численность миссии. В результате погибли двое солдат и еще трое получили ранения. Один военнослужащий до сих пор остается в госпитале. Впрочем, эхо иракского взрыва услышали и в Латвии. В обществе с новой силой разгорелись дискуссии на тему, что же в конце концов мы делаем в Ираке. И похоже, местные политики уже не так уверены в правоте своих действий. Но при этом честно признают: “Уйти не можем. Не отпускают”.

Вернулись не все

Самолет латвийского контингента приземлился поздно ночью. Минобороны скрыло от журналистов точное время прилета, чтобы они не досаждали уставшим военнослужащим.

А скорее всего, чтобы избежать лишних вопросов. Известно лишь, что в аэропорту Rīga миротворцев встречали министр обороны Атис Слактерис и командующий НВС Юрийс Маклаковс. Прямо из аэропорта военные отправились на кладбище, где почтили память двух своих погибших товарищей — Гинта Блейи и Виталия Васильева. После этого миротворцы сдали оружие и экипировку на базу в Адажи и отправились в десятидневный отпуск. Впрочем, не исключено, что многие из них еще вернутся в Ирак.

Как сообщил вчера на пресс-конференции министр обороны Атис Слактерис, латвийские военнослужащие будут участвовать в международной миссии в Ираке еще несколько лет. Численность контингента постепенно будет сокращаться, но полностью отказываться от присутствия в горячей точке Латвия в ближайшие годы не намерена.

Министр признался, что после трагического инцидента ему пришлось отвечать на множество вопросов депутатов Сейма об участии Латвии в международных миссиях, но свою позицию глава Минобороны не поменял: латвийским солдатам придется служить за рубежом еще долгие годы. Как уже сообщалось, 3 января в Ирак на полгода направилась новая смена из 103 пехотинцев. Вместе с инструкторами и командованием всего на сегодняшний день в горячей точке служат 124 человека.

- В 2006 г. исполнилось 10 лет, как Латвия участвует в международных миротворческих миссиях. За это время латвийские военные были задействованы в ряде крупных операций в Косово, Афганистане, Ираке, Боснии и Герцеговине, а также в Грузии. После присоединения к НАТО нагрузка миротворцев заметно возросла. Если в 2003 г. в различных международных операциях участвовало в среднем 97 военных, то к июню 2006 г. численность возросла до 160. Расходы на оборонку возросли соответственно. В бюджете 2006 г. на участие в различных военных операциях было зарезервировано 7,74 млн. Ls, хотя еще в 2003 г. данная статья расходов не превышала 2,5 млн. Ls. Все затраты на участие латвийских военнослужащих в иракской операции также покрываются из бюджета Минобороны, дополнительных средств не требуется. Запланированный объем финансирования на 2007 г. составляет 4,155 млн. Ls.

Не вечно, но долго

Нынешний мандат Сейма на участие латвийских военнослужащих в операции истекает в конце года. Но скорее всего он будет продлен. На какой срок? Об этом Минобороны и МИД пока умалчивают. “Понятно, что наши солдаты не останутся в Ираке навечно. Сейчас ведутся переговоры о частичной передислокации латвийских войск из Ирака в другие точки военных конфликтов”, — рассказал Телеграфу пресс-секретарь МИДа Атис Лотс. По его словам, один из регионов, где в скором времени может понадобиться присутствие латвийских войск, — это Афганистан. Что касается Ирака, то там в перспективе должны остаться только технические специалисты и инструкторы.

“Нужно признать, что в нашем распоряжении имеются ограниченные человеческие ресурсы. И поэтому, если мы решим усилить контингент в Афганистане, то нам так или иначе придется сократить численность в Ираке, — пояснил пресс-секретарь МИДа. — Но мы не можем в один день отозвать своих солдат. Наше участие в миротворческой миссии НАТО является своего рода гарантом нашей безопасности. Если, не дай бог, возникнет такая необходимость, мы сможем рассчитывать на помощь военных сил альянса”.

Добавим, что президент Латвии также не одобряет радикальную инициативу в одночасье свернуть латвийскую миссию в Ираке. Армия не может покидать поле боя после первых потерь, считает Вайра Вике-Фрейберга. По ее мнению, все солдаты участвуют в миссиях добровольно и берут на себя этот риск, поэтому нужно считаться с возможными потерями.

На правах заложника

Опрошенные Телеграфом эксперты высказали разные оценки эффективности и необходимости участия Латвии в международной миротворческой миссии. Однако что касается возможности отзыва войск, то здесь политологи и международники едины: уйти сейчас — значит, крупно поссориться с союзниками по НАТО, и в первую очередь с США. Но учитывая нынешнюю степень политической и экономической зависимости Латвии от старшего американского брата, такой исход для маленького балтийского государства, по мнению экспертов, сопоставим с самоубийством.

Атис ЛЕИНЬШ, директор Латвийского института внешней политики:

— Мы будем в Ираке так долго, как там будут оставаться американцы. Другое дело, что вместо военнослужащих миссию будут выполнять технические специалисты, инструкторы, эксперты. Но мы должны продолжать участвовать в операции НАТО. Как долго? Пока не разрядится ситуация в стране и альянс не примет решение вывести свои силы из Ирака. В принципе, постепенно это уже происходит. Но все равно пока правительство Ирака нуждается в поддержке. И Латвия как член НАТО должна оказать ее. Что касается вопроса, должна ли была Латвия вообще посылать своих солдат в Ирак, то здесь, на мой взгляд, сомнений быть не может. Конечно, должна. США и Канада являются гарантами нашей безопасности, и мы не могли остаться в стороне. Многие страны направили в Ирак своих миротворцев. И человеческие потери, как ни печально, есть на счету каждого государства.

Янис ЮРКАНС, экс-министр иност-ранных дел:

— Я с самого начала говорил, что нам не надо участвовать в этом грязном деле. Но сейчас, когда мы там, я не вижу формулы, по которой наше правительство сможет оттуда уйти. Мы будем оставаться в Ираке до тех пор, пока там будут американцы и пока они будут требовать нашего присутствия. Наше правительство просто не знает механизма, как вырваться из этой зависимости. Если сейчас взять и вывести войска самовольно, то мы сразу же превратимся из союзников в противников.

Ояр КАЛНИНЬШ, директор Института Латвии, бывший посол ЛР в США:

— Я думаю, что Латвии нужно продолжать свою миссию в Ираке, поскольку мы обещали и мы являемся частью альянса и активно участвуем в военных мероприятиях. Скорее всего через какое-то время Латвия и другие страны НАТО решат сократить свое присутствие в Ираке. Но все изменения должны происходить постепенно. Мы связаны договоренностями с США и Великобританией. Мы обещали им свою поддержку, а они взамен обещали в случае необходимости помочь нам.

Юрий СОКОЛОВСКИЙ, депутат Сейма (ЗаПЧЕЛ):

— Все конвульсии, что мы сейчас наблюдаем, эти нервные попытки обосновать наше присутствие в Ираке, являются прямым следствием нашей зависимости от большого американского брата. Я хорошо помню дискуссии трехлетней давности, когда только принималось решение о вводе войск в Ирак. Тогда министр обороны и другие правящие, явно с подачи США, приводили в свою защиту целый список аргументов.

Первый — оружие массового поражения, которое якобы имеется у Ирака. Как известно, за три года доказательств его реального существования так и не нашли. Второе — восстановление демократии. Мы видим, какой там сейчас демократический строй. Друг друга взрывают. Фактически идет гражданская война. Третье — установление мира и спокойствия. Очевидно, с каждым днем мир и спокойствие там просто бурлят. И последний веский аргумент заключался в том, что “мы не можем поступить иначе, потому что все делают так”. Союзники начали “спрыгивать”. Испания, Италия… И даже в США стали понимать, что присутствие военных не дает желаемых результатов.

Тому доказательством является последний доклад демократа Ли Гамильтона, в котором он призвал к 2008 году вывести большую часть американской армии из Ирака. Трагедия нашего правительства заключается в том, что они все это прекрасно понимают. И понимали изначально. Но Латвия настолько во внешней политике зависит от США, что наши ничего не могут сделать сами. У них нет смелости открыто признаться, что в Ираке напрасно гибнут латвийские ребята, что мы ежегодно выбрасываем на ветер миллионы латов. А о том, что нужно обозначить конечные сроки операции, в Латвии заговорили только после того, как этот вопрос стал обсуждаться в США.


Написать комментарий