Завтра в Сейме будут сражаться с солдатами — Второй мировой войны и латвийской армии

Завтра Сейм Латвии должен рассмотреть сразу два острых вопроса, затрагивающих судьбу латвийских неграждан. Один — о предоставлении особого статуса борцам антигитлеровской коалиции и второй — об автоматическом присвоении гражданства тем, кто с 1991 по 1993 год служил в латвийской армии. Тот факт, что оба законопроекта разработаны фракцией ЗаПЧЕЛ, казалось бы, обрекает их на провал. Однако опрошенные Телеграфом представители правого фланга отнеслись к предложению весьма лояльно.

Законопроект “О статусе борца антигитлеровской коалиции времен Второй мировой войны” предлагает признать заслуги всех жителей Латвии, которые с 1 сентября 1939-го до 2 сентября 1945 года воевали в регулярных частях вооруженных сил антигитлеровской коалиции и в партизанских объединениях, участвовали в подпольной борьбе с немецким оккупационным режимом, помогали воинам антигитлеровской коалиции и партизанам и спасали людей, ставших жертвами немецкой оккупации. При этом законопроект исключает присвоение статуса людям, участвовавшим в репрессиях коммунистического или нацистского режима или осужденным за тяжкие преступления и не реабилитированным.

Как рассказал Телеграфу один из авторов документа депутат Сейма  Владимир Бузаев, за образец при подготовке был взят латвийский Закон о статусе политрепрессированных. По мнению “пчел”, такие же социальные льготы — на транспорт, лечение, оплату коммунальных услуг — необходимо предоставить и тем ветеранам, кто сражался на стороне антигитлеровской коалиции. “Таких в Латвии проживает порядка 10 000 человек”, — пояснил Бузаев.

И добавил, что аналогичные правила уже действуют в Польше, Дании, Франции, Германии, Италии и даже Литве, чья история, как известно, во многом схожа с латвийской.

Реакцию национально-радикальных политиков было предугадать несложно. “Лично я против. Эти люди — не граждане Латвии. Пусть они просят привилегии у России, которая является преемницей СССР”, — заявил в беседе с Телеграфом “тевземец” Петерис Табунс. “Нововременец” Карлис Шадурскис тоже считает, что заботу о ветеранах долж-на взять на себя Россия. К тому же депутат усомнился в дефиниции понятия “антигитлеровская коалиция”. “Здесь важно определить, с какого момента вести исчисление. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, но 17 сентября 1939-го туда же вторглись части Красной армии. Это очень трудные страницы истории. И фракции ЗаПЧЕЛ будет нелегко обосновать свою позицию”, — считает оппозиционер.

А вот правящие партии проявили неожиданную лояльность к предложению ЗаПЧЕЛ, усмотрев в нем единственную загвоздку — финансовую. "В первый момент хочется сказать “да”, — сказал Телеграфу глава парламентской Комиссии по юридическим вопросам Марек Сеглиньш (Народная партия). — По-человечески это правильно — отдать дань уважения людям, которые боролись с фашизмом. Но эмоции нужно отделять от политики. Законопроект придется рассматривать в формате бюджета, так как он повлечет за собой увеличение расходов. Поэтому прогнозировать исход голосования я не могу".

Не менее интересно могут сложиться дебаты и при обсуждении второй законодательной инициативы ЗаПЧЕЛ — признать гражданами Латвии лиц, которые несли альтернативную и активную обязательную военную службу в ЛР.

Напомним, что с октября 1991 года до мая 1993-го в армию призывались и граждане, и неграждане. К тому же с марта 1990 года жители Латвии могли нести так называемую альтернативную службу — в местных, а не советских частях. Как указывают авторы законопроекта, зачастую “альтернативщиками” попросту затыкали дыры: они исполняли конвойные, полицейские обязанности, были заняты на пожарной службе. После мая 1993 года на военную службу стали призываться только граждане Латвии. А люди, отслужившие свой срок на благо Латвийской Республики, так и остались ее негражданами.

Позиция правых и в этом случае оказалась весьма либеральной. Тот же “народник” Сеглиньш лаконично заметил: “В предложении несомненно есть логика”.


Написать комментарий