Головокружение от успехов

«Народники» всегда казались дальновидными, прагматичными, способными брать ответственность на себя. Но что-то случилось с их дальновидностью и расчетливостью, видно, уверовали в свою непогрешимость. И тут такая непростительная осечка...

Давненько премьеры не использовали права, дарованного им 81-й статьей Сатверсме. Помнится, Андрис Шкеле в первый свой приход во власть в 95- 97-м, да и Гунтарс Крастс в 97- 98-м активно принимали и меняли правила Кабинета министров, имеющие силу закона, как раз в парламентские каникулы, потому что не всегда могли договориться с Сеймом. С той поры о 81-й статье вроде и забыли. Четыре года назад казалось, что едва ставший премьером Эйнарс Репше в первый же «мертвый сезон» тоже развернется и за месяц-другой разом исполнит предвыборные обещания и разрубит гордиевы узлы в политике и экономике. Ничего подобного не произошло.

Не пользовался конституционным правом и Индулис Эмсис. Этому премьеру было не до самодеятельности – пришлось исправлять натворенное предшественником да приводить к европейским требованиям 400 актов, правил и ведомственных инструкций – в ЕС Репше привел страну «условно готовой».

И два года назад, провожая Сейм на летние каникулы, премьер Калвитис пообещал депутатам не пускать в дело статью 81. Да и зачем? При том Сейме у правительства хотя и не было большинства, но и особых разногласий не было. Народная партия припугнула было «Новое время» запретом двойного гражданства для депутатов и госслужащих, но, достигнув консенсуса по такому сложному и весомому в смысле «финансового обеспечения» вопросу, как завершение приватизации, заявление свое заморозило. Отложили и захват власти в Рижской думе, разменяв председательство в правлении Рижского порта для своего ставленника Аргалиса на мэра-«временщика» Аксенокса.

Впрочем, кто бы ни возглавлял Кабинет министров, ситуацию контролировали «народники». Перехватив руководство ББПК, отодвинули весьма вероятные при Репше и его ставленнике коррупционные скандалы, а потом сменили и главу МВД «временщика» Мариса Гулбиса, организовавшего «наезды» на приближенные «народникам» фирмы. И никогда не спотыкались при рассмотрении бюджета или поправок к нему, хотя некоторые «поправки» были вполне достойны внимания того же ББПК, а то и Конституционного суда.

Однажды, года полтора назад, распределяя вроде бы неожиданно возникший профицит бюджета, выделили около двух миллионов латов – по 25 тысяч каждому депутату от составляющих коалицию партий, которые те могли истратить по своему усмотрению, что вполне укладывалось в бюджетное финансирование грядущей предвыборной кампании, это ли не «наводка» для ББПК?

Кстати, о бюджете, разрабатываемом «народниками» с привычным уже дефицитом и обещаниями когда-нибудь сделать его бездефицитным. Уже не первый год в «дефицитном» бюджете посреди лета вдруг обнаруживается профицит – рост доходов над расходами – дополнительные 150 миллионов латов. Если это неумелое планирование, то надо разгонять минфин. Если же это такой вот финт, то почему он распределяется не на целевые программы, а по партийной принадлежности министерств?

Впрочем, это не вопрос. Согласно закону о проекте Национальной библиотеки финансирование строительства должно проводиться из поступлений от приватизации, бюджетных доходов и взносов за использование государственного капитала. Бюджетные доходы – это тот самый «неожиданный» профицит, за счет которого и финансируются уже не один год все операции по продвижению проекта, хотя до самого строительства еще далеко, а поступления от приватизации оказались не столь значительны.

Проект ЛНБ стал для «народников» знаковым. По отношению к нему оценивается степень лояльности к самой партии. Собственно, об этот проект споткнулись и отношения между Народной партией и «Новым временем». И не абсолютная политическая и хозяйственная импотенция рижского мэра-«временщика» Аксенокса, а его непримиримость к еще одному проекту «народников», концертному залу на дамбе AB, послужила поводом к его отставке. И все идет к тому, что утрату Рижской думы «Новое время» не простит, и можно ожидать серьезных расследований вокруг детища Народной партии – проекта «Трех братьев». Что косвенно подтверждает и та близорукая поспешность, с которой «народники» буквально протолкнули довольно странные поправки к законам о национальной безопасности.

Сказалась их абсолютная уверенность в собственной непогрешимости. И пока предчувствие надвигающейся угрозы не стало реальностью, Калвитис воспользовался правом 81-й статьи. Какую, чему и кому угрозу он почувствовал? Полагаю, подоплеку проекта Национальной библиотеки – не сооружение самого здания «Замка света», а его начинки и дальнейшее развитие проекта – компьютеризация всех библиотек и школ и перевод библиотечных фондов в цифровой формат.

Сегодня, кажется, уже все подзабыли историю со странным чеком на 28 миллионов, который оказался на руках у Андриса Шкеле. А вскоре экс-премьер и вроде бы отошедший от активной политики г-н Шкеле объявил о желании заняться информационными технологиями.

Другого объяснения торопливой операции по изменению законов о национальной безопасности, проведенной «народниками» и дважды поддержанной парламентским большинством, не просматривается, но случившийся резонанс стал для них полной неожиданностью: головокружение от прошлых успехов сыграло с ними злую шутку. На достаточно громкие протесты «временщиков» руководимые «народниками» коалиционеры самоуверенно не обратили внимания, а буквально яростной настойчивости уходящей в отставку Вайры Вике-Фрейберги они просто не ожидали. И оказались в ловушке.

Гадать, чем и как закончится эта громкая история, можно лишь на уровне версий, наши политические структуры достаточно непредсказуемы. До роспуска Сейма и даже до референдума дело не дойдет, и коалиция вполне может сохраниться. Сохранится ли Калвитис? «Народники» могут принести его в жертву и передать власть компромиссной фигуре, скажем, Андрису Берзиньшу, чтобы не пустить в коалицию «Новое время». Но во власти Народная партия останется.


Написать комментарий