12 лет за школьной партой

Им по 18- 19 лет, а они еще школьники. Уже не дети, но еще не взрослые - ибо живут по звонку, по расписанию. Они изучают немыслимо сложные науки, учат по несколько языков, но разве можно, сидя за партой, набраться жизненного опыта? Пока они учатся в школе, то сколько бы ни было им лет, все мы (учителя, родители) по-прежнему считаем их детьми. Ну как при таких условиях им повзрослеть!

очему так затянут учебный марафон?

«Час» попросил нескольких старшеклассников рассказать, каково им сидится за партой в том самом возрасте, в котором их родители в свое время уже выбирали профессию, работали, становились студентами и создавали семьи…

Пуп земли или не пуп земли?

Любовь, 12-й класс : – Двенадцать лет на одном месте – от этого психика любого человека пострадает. Ведь даже работу советуют менять каждые пять лет. А когда понимаешь, что половина предметов тебе не пригодится, пропадает всякий интерес. Да еще приходится сидеть на шее у родителей, которые относятся к тебе как к маленькому ребенку и не разрешают работать.

На личную жизнь тоже не остается времени. Это же смешно – в 18 лет говорить парню: «Извини, не могу с тобой встретиться, так как делаю уроки». Да и вообще – душа уже жаждет перемен и новых впечатлений, а ты обязан сидеть на уроке. А если пропустишь – учителя ругают, не понимая, что за пределами школы мы получаем более важный жизненный опыт. Ведь школа – это не пуп земли!

Елена, 10-й класс : – Само слово «школьник» вызывает в сознании образ невинного ребенка с пухлыми щечками. И очень странно звучит по отношению к людям 17- 19 лет. Я окончу школу в 19 лет, и меня это не радует. Если школа – это переходная стадия от малыша, держащегося за мамину юбку, до взрослого самостоятельного человека, то почему же нам даже в старших классах не дают решать, что мы хотим изучать? Хорошо, если б в школе мы проходили не только теоретический, но и практический курс, связанный с будущей профессией. Ведь только так ее можно по-настоящему постигнуть.

Здравствуй, скука!

Валерия , 10-й класс : – В школе нам дают огромное количество ненужных знаний, из-за чего мы зря тратим свое время. Многие мои знакомые проходят курс 10-го и 11-го класса за один год. Может, нужно сократить программу? То, что человек отсидел за партой 12 лет, не означает, что он станет хорошим работником. Ведь для этого нужен опыт социального общения, чувство ответственности за общую работу, а в школе этому учат далеко не всегда.

Надежда, 12-й класс : – В старших классах с каждым годом все тяжелее заставлять себя учиться, потому что на уроках мы не узнаем ничего нового, идет лишь повторение. От этого появляется ужасная усталость и скука. В 20 лет у моей мамы уже была семья и дети, а я еще школьница.

И к нам в класс регулярно заглядывает директор школы, чтобы выспросить, нет ли беременных. Если бы я решила сейчас родить ребенка, это расценивалось бы как позор школы. Еще мне очень не нравится денежно зависеть от родителей. В 20 лет это уже неприлично. Но в школе учебный график гораздо плотнее, чем в вузе, и на работу устроиться практически невозможно. Если сократить учебу в школе на один год, то мы быстрее начинали бы взрослую жизнь.

Чтоб вкусно было учиться

К двенадцатому году обучения у многих из них глаза перестают блестеть, с щек сходит румянец, а школьные уроки вызывают устойчивый зевательный рефлекс. «Скучно! – жалуются дети. – Да сколько же можно учиться! Почему у них такая необъятная программа?» – недоумевают родители, которые в свое время окончили среднюю школу за 10 лет.

Психолог и педагог Иоланта Лейтланде уверена:

- Если учитель смог заинтересовать своим предметом и процессом познания вообще, то на уроках никто не зевает. Тут все зависит от учителя. Как говорила одна моя коллега, главное, чтобы им «вкусно» было учиться. Беда огромного количества учителей в том, что они измеряют духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на тех, кто учит уроки и кто не учит. И соответственно относятся к двенадцатикласснику как к второкласснику.

А программа по ряду предметов сильно растянута. Но увеличение срока обучения выгодно государству. Ему легче тратить деньги на средние школы, чем ломать голову над созданием рабочих мест для молодежи. Ведь в вузы все равно пойдут не все, а с рабочими местами напряженка. Поэтому пока молодые люди лишние пару-тройку лет сидят за партой, проблема безработицы молодежи немного притупляется.

По мнению Иоланты Лейтланде, проблема инфантильных акселератов заключается не в них самих, а во взрослых, которым очень удобно считать своего 18- 19-летнего сына или дочь маленьким и помыкать ими…

- Да, они еще школьники, но ведь учиться в старших классах – это очень тяжелый, ответственный труд, – говорит Иоланта. – И родителям легче махнуть рукой и сказать «а-а, я ничего не понимаю в этой физике и алгебре», чем помочь ребенку определиться с выбором будущего, с жизненными интересами, познакомить его со своей профессией или ввести в свой бизнес. Сейчас есть масса возможностей совмещать учебу в школе с профессиональными курсами (парикмахеров, брокеров, программистов, визажистов и т. д.) или работой. Но это требует усилий, изменения привычного графика жизни как для ребенка, так и для родителей.

А некоторым родителям удобнее иметь дома инфантильного недоросля, чем юношу, «обдумывающего житие». Потому что во втором случае это совместная работа, тяжелый труд, а не просто причитания. Очень важно помочь ребенку научиться рационально распределять свое время, силы. Если делать это в режиме диалога, то и ребенок взрослеет быстрее.


Написать комментарий