Как море «ест» Латвию

В последние годы штормит на Балтике все чаще, а последствия бурь становятся все более тяжелыми. С начала 2005 года только с пляжей Юрмалы море унесло около 380 тысяч кубометров песка. Об этом рассказывает «Часу» один из опытнейших гидротехников Латвии, доктор инженерных наук Леонид Лякмунд.

Каждый шторм уменьшает территорию нашей страны на один квадратный километр
Сберечь берег

- Леонид Лазаревич, если так пойдет, не окажется ли под водой вся дюнная зона?

- Единого взгляда на реальность угрозы затопления пляжей у специалистов нет. Часть из них оптимистично утверждает, что пляжи вне опасности – мол, все в пределах нормы. Но данные последних 70 – 80 лет говорят о том, что море с каждым годом отвоевывает все больше территории, меняя очертания береговой линии. И потому чем быстрее мы приступим к разработке сооружений для охраны берега, тем больше шансов его сохранить.

- Заметны ли эти изменения непрофессионалу?

- Те, кто ездит по шоссе Рига – Таллин, сейчас любуются морским пейзажем прямо с дороги, а 20 лет назад море было далеко. Пройдет еще 15 – 20 лет, и вода подберется к шоссе.

Многие помнят неоднократные перекладки дороги в районе Юркалне, где идет многовековой размыв побережья. Нигде в Латвии нет таких живописных обрывов! Но сколько раз придется еще переносить здесь дорогу, никто не знает.

В конце 70-х меня пригласил в район Рои наш крупнейший ученый с мировым именем Рудольф Кнапс. Там каменистые отмели, валуны торчат из воды. Мы прыгали по ним, пока не добрались до самого большого. Осмотреть его я смог, только став на камень у подножья. На самой макушке я обнаружил выбитый крест и две буквы – J и D. Я чувствовал себя первооткрывателем, но Кнапс охладил мой восторг: оказалось, аббревиатуру Juras Departaments (Морской департамент) выбил на камне он сам в 1936 году. Верхняя часть валуна тогда торчала из песка на границе дюнной зоны. За 40 лет бывший пляж превратился в морское дно. Так что оснований для оптимизма нет.

Закон сообщающихся сосудов

- Ваш коллега как-то рассказывал, что в результате добычи песка из устья Лиелупе в Приедайне для строительных целей в 20 – 30-е годы изменился рельеф дна Рижского залива: пески начали двигаться от Ирбенского пролива и заполнили образовавшуюся на месте разработок пустоту в устье Лиелупе.

- Это типичная проблема – стоит укрепить одну часть берега, вода тут же размывает другую и начинает забирать песок со стороны суши.

- Что же делать?

- Необходимо провести мониторинг прибрежных процессов, взять их под контроль и защищать побережье по всей его протяженности 500 километров.

- Это возможно?

- В Латвии хорошие традиции в этой области. Их создавали наши замечательные ученые Рудольф Кнапс и Виктор Ульст. Сейчас этим занимается профессор Латвийского университета Гунтис Эберхардс.

- А возможно ли подготовиться к штормам?

- Встречать непогоду во всеоружии нам мешает то, что у нас нет системы наблюдения за берегами. Если бы мы знали о происходящих на побережье процессах, можно было бы выявить те из них, которые могут привести к разрушению коммуникаций, дорог, строений, ценных земель. Профилактика помогла бы сэкономить расходы на устранение штормовых последствий.

По законам моря

- А вот в Лиепае удалось создать защитную полосу. И деньги нашлись.

- Деньги всегда находятся, когда положение становится критическим. Последний мощный шторм едва не разрушил очистные сооружения этого города. Волны подмыли береговой откос и поставили под угрозу обрушения здание хлораторной, были серьезно повреждены укрепления берега. «Лиепаяс уденс» подняла вопрос о защите этих территорий на международный уровень. В результате была получена финансовая поддержка. Пригласили нашу фирму HT Consulting и установили на берегу габионы (ящики из металлической сетки, заполненные камнями), таким образом остановив размыв. Сейчас возвели вторую очередь укреплений.

Работает группа долгосрочной защиты берега, в которую вошли ученые ЛУ, гидротехники, географы, специалисты, в том числе по математическому моделированию. Собранная информация позволит через год-полтора надежно защитить очистные сооружения Лиепаи. Надеемся, эта работа станет первой ласточкой в защите рискованных участков всего побережья.

По Лиелупе ходили корабли

- В 60-е годы из Риги в Дубулты ходили туристские пароходики, по Лиелупе баржи возили лес и сырье, а сейчас даже яхтам трудно выйти в море: устье забито песком. Как это произошло?

- Устье Лиелупе обмелевает после каждого шторма: туда сносит песок. Он лежит на глубине мертвым грузом. А ведь его можно было бы использовать для народного хозяйства – прежде всего для подпитки пляжей, производства стекла и бетона. Для этого необходимо разведать морские карьеры и договориться с рыбоохранными организациями, чтобы не нарушить экологическое равновесие.

- Возможно ли восстановить судоходство по Лиелупе?

- Вполне. Габариты мостов позволяют. Этот вопрос должен особенно волновать предпринимателей, чьи производства стоят на берегах Лиелупе: вода (после трубопроводов) – самый дешевый путь перевозок. В Европе, например, гигантская сеть внутренних водных путей: существует регулярное пассажирское и транспортное сообщение от Вены до Гамбурга, водными путями можно пройти от севера Франции до Средиземного моря. Это дешево и удобно.

- Что же надо сделать для того, чтобы расчистить устье Лиелупе?

- Построить мол, который защитит от наносов. Но этому должны предшествовать тщательные исследования дна реки, моря и берегов.

- Не ждет ли Даугаву судьба Лиелупе?

- На Даугаве не происходит образование отмелей, потому что на ней построили каскад электростанций и возвели плотины.


Написать комментарий