Эстонский пример заразителен?

В последнее время в латышских «патриотических» СМИ вновь замелькали «мнения» о необходимости снести памятник Освободителям. В латышских СМИ его обычно называют памятником Победы, так как стоит в парке Победы. Парк назван в честь не победы над нацизмом, а установления диктатуры Карлиса Улманиса.

В кампанию, понятно, включилась самая крупная по тиражу латышская газета «Латвияс авизе». Что не удивительно, так как среди ее политических комментаторов – лидер ультраправой партии «Вису – Латвияй!» Райвис Дзинтарс.

Призывы некоторых деятелей переместить памятник, как это сделали эстонцы, нельзя воспринимать иначе как эвфемизм. Памятник в парке Победы – железобетонный монолит, который можно взорвать, раздробить, но не разобрать. В отличие от, например, рижского памятника Свободы, сложенного из каменных блоков, которые можно разобрать и собрать.

Теоретически, естественно, вложив гигантские средства, можно распилить и потом вновь сложить даже памятник Освободителям. Но это действительно настолько дорого, что вряд ли стоит обсуждения – дешевле пять новых построить. Поэтому будем говорить ясно: все разговоры о перемещении на деле означают уничтожение памятника.

Памятник и так находится в достаточно удаленном от центра Риги и уединенном месте. Поэтому все разговоры, что «его вид оскорбляет латышей», – просто попытки накалить межэтнические страсти.

Более того, этот памятник теперь несет новую нагрузку – его окрестности действительно стали местом встреч для многих нелатышей. Отцами новой традиции во многом стали правящие латышские этнократы, которые столько раз вопили, что левым (под которыми подразумеваются нелатыши и демократы) нечего делать у памятника Свободы – они, видите ли, оскверняют эту святыню, к которой вроде как могут ходить лишь латышские правые этнократы и национал-социалисты.

Вот и создалась ситуация, что у каждой лингвистической общины своя святыня, свои места встреч. И если одна станет посягать на памятник другой, то конфликт неизбежен.


Написать комментарий