Куда деваются «лишние» деньги

Фракция «Центр согласия» в Сейме стала объектом для нападок со стороны министра финансов Оскара Спурдзиньша и министра земледелия Мартиньша Розе. Причина очевидна: мы позволили себе высказать мнение о формировании государственного бюджета и указали на явно неправильное использование доходов государственного специального (социального) бюджета, из которого выплачиваются пенсии.

Власти не дают ответа на вопросы оппозиции о распределении бюджетных средств

Политическое объединение «Центр согласия» неоднократно указывало на то, что на протяжении последних нескольких лет доходы государственного специального бюджета, из средств которого выплачиваются пенсии, намного превосходят расходы. Речь идет о гигантских суммах – сотнях миллионов латов в год. «Центр согласия» задался резонным вопросом – что же происходить с этими деньгами?

Оказалось, что мы покусились на святая святых. До сих пор министры финансов пребывали в счастливой уверенности, что постичь, как формируется государственный бюджет, дано только избранным. И вдруг – «Центр согласия» позволил себе указать этому кругу на недочеты в работе!

В результате многоуважаемым министру финансов Оскару Спурдзиньшу и министру благосостояния Дагнии Стаке пришлось отвечать на неприятные вопросы о том, как используется образовавшийся в государственном специальном бюджете избыток средств. Ответы изобилуют внутренними противоречиями и нестыковками, и заставляют предположить, что эти господа либо некомпетентны, либо сознательно не хотят говорить правду.

Миллион – туда, миллион – сюда…

В своем последнем интервью О. Спурдзиньш (Dienas bizness от 11 сентября) утверждает, что за первое полугодие 2007 года накопление незапланированных доходов (избытка средств) государственного социального бюджета составило 300 млн. латов.

Дагния Стаке в интервью (Latvijas Avize от 18 августа) уже утверждает, что объем этого накопления – 350 млн. латов. Согласно предоставленной комиссии Сейма по социальным и трудовым делам информации, сумма накопления государственного специального бюджета в Государственной кассе на 1 августа 2007 года – 548 млн. латов. Учитывая динамику взносов обязательного государственного социального страхования, до конца этого года на «депозите» министерства благосостояния в Государственной кассе (терминология О. Спурдзиньша) скопится уже 700 – 750 млн. латов. Министры легко «жонглируют» сотнями миллионов (!) латов, и их мало заботит то, что речь идет о средствах, из которых выплачиваются пенсии…

Заложники будущего поколения

То, что дополнительные средства государственного социального бюджета не тратятся на повышение пенсий, все упомянутые министры в один голос объясняют заботой о следующем поколении пенсионеров.

Через несколько лет объем взносов государственного обязательного социального страхования, говорят министры, резко уменьшится, поскольку трудоспособного населения станет меньше из-за спада рождаемости 90-х годов. К тому же г-н Розе и г-жа Стаке позволяют себе врать, говоря, что оппозиция все 700 – 750 млн. латов предлагает немедленно разделить между нынешними пенсионерами, что приведет к катастрофе.

Правда на самом деле иная. Принимая поправки к госбюджету этого года, правительство на 11,4 млн. латов повысило расходы на выплату пенсий по возрасту, что позволит увеличить каждую пенсию в среднем на 14,67 лата.

«Центр согласия» же предлагал уже в этом году увеличить минимальную пенсию до 100 латов. Реализация этого проекта потребовала бы в этом году 17,3 млн. латов, а в следующем – 80 млн. латов. Такие суммы не могут создать проблемы для государственного специального бюджета, который профицитен уже несколько лет. В среднем в месяц доходы государственного специального бюджета за счет взносов государственного обязательного социального страхования составляют 110 – 115 млн. латов. Чтобы не дать самым нуждающимся пенсионерам умереть с голоду (а прожиточный минимум в стране, напомню, составил уже 132 лата в месяц) – нужна была только политическая воля. Деньги – есть.

«Выгодные» условия

Когда-то министерство благосостояния предлагало правительству создать специальный «резервный фонд финансовых ресурсов» для создания накопления для будущего поколения пенсионеров. В этом случае движение неиспользованных потоков денег можно было бы проследить. Но министр финансов Оскар Спурдзиньш этому воспротивился, настояв на том, что деньги должны храниться в Государственной кассе, которая, по его мнению, умеет ими управлять.

По словам Спурдзиньша, условия размещения вклада, предоставленные министерству благосостояния Государственной кассой, – очень выгодные. Государственная касса в 2007 году за «хранение» депозита заплатит министерству благосостояния 6% от суммы, и ведомство Дагнии Стаке соответственно заработает на процентах… 7,5 млн. латов, утверждает Оскар Спурдзиньш. Может быть, у меня не все в порядке с логикой и математикой, но 7,5 млн. латов от суммы депозита в 700- 750 млн. латов – это 1%…

Еще очень интересно узнать, как зарабатывает на депозите министерства благосостояния сама Государственная касса. Или же эти деньги лежат мертвым грузом и при нынешнем росте цен сжираются инфляцией? Если это так, то чиновников, находящихся в подчинении Оскара Спурдзиньша, следует срочно уволить за профнепригодность. А г-же Стаке следует подумать о том, сколько миллионов недополучило министерство благосостояния от Государственной кассы и какой урон от этого нанесен благосостоянию населения.

Финансовая мистика

Все ответственные министры в один голос твердят: только некомпетентные люди могут предположить, что «накопление» будет использовано для снижения дефицита государственного консолидированного бюджета (погашение перерасхода средств государственного основного бюджета) и погашения долгов государства! Но почему тогда власти не считают нужным объяснить, что происходит с накопленными средствами, и лишь говорят, что деньги будут храниться в каком-то загадочном фонде, о котором почему-то нет публично доступной информации? Не дает ли это основание предполагать, что деньги все-таки используют втихую на финансирование нужд, имеющих мало общего с заботой о пенсионерах?

Общество вправе получить ясные и честные ответы на эти вопросы.


Написать комментарий