Попытка классификации учителей 3

Попытка классификации учителей

Каждый из родителей считает, что в школе должны работать опытные и профессиональные педагоги. Кто же он – современный учитель? Строгий консультант или друг? Мудрый наставник или отстранённый наблюдатель? Одно ясно точно. Учитель – профессия многоликая, и её ролевой репертуар чрезвычайно богат.

Подход научный, немного скучный

Так, вдохните. Учебник по педагогической психологии гласит: «Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда».

Всё, выдохните… Лично нам очень в этом определении нравится слово «адекватность». А ещё слово «сплав». Очень точное слово. Сразу представляешь себе, как одно качество перетекает в другое, как, сливаясь вместе, например, доброта, интеллектуальные данные, наблюдательность и артистизм, обогащают человека с профессией учитель. А ещё слово «сплав» – очень прочное. Это что-то надёжное, если хотите даже нерушимое, качественное и дорогое.

Если хотите подробно изучить «педагогические сплавы», то мы настоятельно советуем вам обратиться к работам психолога Владимира Леви. Он предлагает свой ролевой репертуар учителя, который может быть, например, утешителем, психотерапевтом и даже врачом.

А вот другая веточка схемы: учитель-рассказчик, артист, клоун, шут. Учитель, осуществляющий контроль, превращается в оценщика, затем критика и даже беспристрастного объективного судью. Тот же учитель-контролёр может исполнять роль инструктора, тренера и даже дрессировщика. Учитель-товарищ становится другом, любимым человеком, а бывает, что ему поклоняются, как кумиру.

Схема В.Леви показывает, что все эти роли учитель действительно исполняет в школе. Схема схемой. В жизни же всё будет зависеть от конкретного педагога, его личностных качеств и умения выходить из роли.

Подход фельетонный или: «Какой типаж!»

Есть два полярных вида учителей, между которыми часто возникает противостояние: молодые неформалы и опытные «старички».

Молодёжно-неформальный вид

У молодых учителей-неформалов свои представления о воспитании детей. Главный принцип – «Долой авторитеты!» Неформалы жаждут ребячьей привязанности. Для этого в ход идут запрещенные методы: пародирование завучихи, фальшивый интерес к исполнителям в стиле РЭП и полное презрение к дежурству в школе.

Неформалы – яркие выдумщики. Творческие натуры при них расцветают, примитивные же получают возможность сачкануть, пока другие бесятся.

Такие учителя часто добиваются того, что дети им начинают доверять больше, чем родителям. Конечно! Они ведь, в отличие от «предков», всe понимают. Правда, обычно к середине учебного года восторженный ученический угар заметно ослабевает. «Народная любовь» дает сбой, потому что старшеклассники, например, с ужасом обнаруживают, что Мураками, Вийон, Бодлер и Пелевин опять не вошли ни в одну из программ для поступающих! А «отстойный» Достоевский еще как вошел! Итог: аврал, слёзы, растерянные мамы-папы, директор, пьющий валерианку!

Неформалы редко задерживаются в одной школе более двух лет – их выкрутасы утомительны для коллектива и чреваты родительскими жалобами.

Вид опытный и закалённый в педагогических боях

Их можно узнать по ленивым жестам и по равнодушным взглядам. У них – дом, дети, муж. Отсидеть бы шесть часов в школе – и свобода! Они ни во что не вмешиваются, из-за них не возникает скандалов.

Такие учителя аккуратно вписывают программу в журнал, позевывают и задают «следующий параграф». Класс послушно его переписывает, так как знает, что этот учитель может наставить плохих оценок. И их потом уже не исправишь – поймать опытных педагогов после уроков невозможно!

Впрочем, и хорошие оценки, полученные у таких учителей, тоже не котируются среди учеников. Переписал пять страниц – “8”, чуть меньше – “7”… Они ставят тройки только самым ленивым или зловредным, поэтому процент успеваемости у таких «мудрых» педагогов – стахановский!

Самое забавное, что родители благосклонно относятся к таким педагогам. Кому же не нравятся колонки из хороших оценок? О реальных знаниях папы-мамы как-то не заморачиваются. Да и эти учителя производят впечатление приятных и мягких людей. Улыбчиво-спокойные, они всегда посоветуют что-нибудь, или спросят: «А как ваш младшенький? Уже ходит, умница! А как урожай огурцов на даче?» Кому же не понравится, что помнят и про «младшенького», и про дачу, и про огурцы?!

Зачастую они разносят по школе сплетни и активно льстят администрации. А в конечном итоге делаются нужными и незаменимыми! Директор хвалит их за «высокий процент», завуч – за аккуратное следование программе. И опытники уверенно продвигаются по карьерной лестнице, оставляя позади умных, талантливых, но отчего-то «неуютных» коллег.

Подход практический, изначально лингвистический

Лингвистический – потому, что предложила его учёный, профессор Института иностранных языков им. М. Тореза, преподаватель, а самое главное, практик – Зоя Михайловна Цветкова. Это образная классификация учителей с точки зрения их отношения к ошибкам учащихся.

«Тигры в засаде». Такие учителя как бы предвкушают ошибку, порождая у обучающихся чувство неуверенности. Они воспринимают ошибку как очередной повод почитать морали. Они никогда не смогут создать атмосферу доверительного общения и стать сотрудниками учащихся. «Тигровое» отношение к ошибкам приводит детей к боязни дать неправильный ответ, мешает свободно говорить, ведёт к психологической задавленности.

«Равнодушники» – все ясно по определению. Эти учителя зачастую вообще игнорируют ошибки учащихся. Иностранный язык с таким учителем дети знать не будут точно.

«Подкладывающиеся» тоже не добьются успеха в преподавании своего предмета. Они подсказывают ученику правильный вариант ответа либо сразу, как только ошибка сделана, либо даже не дожидаясь её возникновения. При этом у такого рода учителей возникает иллюзия, что учащиеся вполне сносно владеют предметом, в то время как любой тест свидетельствует об обратном. К немалому удивлению самого педагога.

Оптимален четвёртый тип учителя, который при возникновении ошибки подсказывает «зону», где надо искать правильный вариант, и оставляет учащегося «в ответственном одиночестве», предоставляя ему возможность самому решить языковую или смысловую задачу. Но он всегда рядом.Так поступает учитель-сотрудник. Лучший тип учителя.


Написать комментарий

Честно говоря, статьей я была шокирована, первой ее частью в особенности. Работаю в школе второй год, и с ужасом заметила в классификации знакомые черты. Я не учитель-неформал (не пытаюсь даже добиться подобного), но заметила параллели. Что это? Мне действительно нравится профессия, работа стоит мне огромных усилий.. Посоветуйте, с чем это связано..

В школе около 20 лет. Первые годы «горела» работой. И хотя опыта было мало, отмечалось лучшие результаты у учеников. Сейчас и педагогический опыт, и много собранного материала, и, как предметник, более требовательна, но нет той отдачи от учеников. Всегда считала, что у учеников меняется интерес. Но, прочитав эту статью, многое пересмотрю в своем отношении к своей любимой работе.

А я себя ни к какому типу так и не отнесла. Я молодой учитель, но уж точно не неформал, т.к. за плечами довольно продолжительный опыт воспитания собственных детей. Я не настолько опытный педагог, чтоб прям до ленивой равнодушной зевоты... Тоже горю на работе.
Статья вся из каких-то обрывков. Я считаю, невозможно учителей классифицировать. Все мы разные.

Написать комментарий