Неграждане могут надеяться только на себя

Трагедия, ставшая фарсом

Ну побывал у нас президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден, вроде бы даже кулаком пристукнул: уменьшить число неграждан, предоставить им право голоса на выборах самоуправлений. И что изменится?

Когда наш Сейм подгонял законодательство под европейские нормы, европосланник Макс ван дер Стул грозил притормозить вступление Латвии в Евросоюз, пока не будет решен вопрос с негражданами. И догрозился. Его чуть ли не врагом латышской нации объявляли, а вопрос с негражданами завис.

Ответственный за еврорасширение комиссар г-н Ферхойген объявил, что Еврокомиссия подтвердила… соответствие Латвии критериям ЕС в соблюдении правовых норм.

И скандальная школьная реформа была признана справедливой. Собственное заявление, мол, меньшинство имеет законное право учиться на родном языке, генсек Совета Европы г-н Швиммер сам же и “отодвинул”, оговорившись, что в результате реформы дети нацменьшинств станут конкурентоспособны. Что наши реформаторы и доказывали.

Три года назад, осенью 2004-го, верховный комиссар ОБСЕ Рольф Экеус, а вслед за ним и главный европейский правозащитник комиссар ЕС по правам человека Альваро Хиль-Роблес, настаивая на ратификации Рамочной конвенции по правам нацменьшинств без надуманных оговорок, уговаривали латвийские власти предоставить негражданам избирательное право, дескать, “в Европе положительно оценили бы такое решение Латвии”. Рамочную конвенцию в конце концов ратифицировали, но так препарировали понятие “национальные меньшинства”, что и сами теперь не понимают, кого таковыми считать.

Наши травмы все спишут

Независимый эксперт Дуду Дьен, назначенный Советом по правам человека ООН, настоятельно рекомендовал латвийскому государству “продемонстрировать политическую волю к ликвидации любых форм дискриминации и для начала признать их наличие” и “наделить латвийских неграждан правом голоса на муниципальных выборах”.

Когда-то на аналогичный совет экспертов ООН еще премьер Репше ответил категорически: “Никогда! Пусть идут и натурализуются!” Г-ну Дьену ответили фактически так же. И на его доклад в ООН, если он когда-нибудь и будет заслушан, ответят так же, привычно сославшись на исторические травмы.

В последний свой визит президент ПАСЕ в очередной раз сказал: хватит ссылаться на исторические травмы, пора выполнить обязательства, данные при вступлении в Евросоюз.

Министр-интегратор Оскарс Кастенс даже обиделся: “Ван дер Линден открыто нажимал на предо- ставление гражданства всем жителям Латвии”, а это, мол, противоречит политике восстановленной ЛР. А еще г-н Кастенс добавил, что латвийские законы создавались при консультировании с международными структурами и, дескать, если бы были явные нарушения прав человека, Латвия не была бы ни в ЕС, ни в НАТО.

Увы, министр прав…

Еврокомиссия действительно подтвердила соответствие Латвии нормам ЕС – нормы-то двойные. Что подтвердил и примчавшийся в Ригу вслед за Рене ван дер Линденом комиссар СЕ по правам человека Томас Хаммарберг, дезавуировав высказывания президента ПАСЕ заявлением: “Латвия создала систему, которая позволяет обеспечить соблюдение прав человека”.

Пол менять важнее

А ведь Латвией не соблюдается в полной мере основополагающий документ Совета Европы – Европейская конвенция о защите прав человека. Которая гарантирует права человека – на жизнь и свободу личности, а под третьим номером перечня значится право человека на УЧАСТИЕ И ВЫДВИЖЕНИЕ СВОЕЙ КАНДИДАТУРЫ НА ВЫБОРАХ.

Следить за соблюдением Европейской конвенции и гарантированных ею прав призван Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Но у этой структуры до рассмотрения латвийских реалий все руки не доходят.

Вот месяц назад ЕСПЧ обязал литовский Сейм в трехмесячный срок (!) принять закон об… изменении пола. Литовцы пытаются отговориться, дескать, эта операция, как и демонстрация сексуальной ориентации, не соответствует традициям и обычаям народа. Но для евросудей это не аргументы, и если Литва ослушается, она будет оштрафована.

С такой бы дотошностью ЕСПЧ обращал внимание на гарантированные права человека! А также на почти 70 различий в правах латвийских граждан и неграждан, закрепленных в законодательстве Латвии, – от права на госслужбу до возможности коллекционировать оружие и вообще принадлежать к нацменьшинствам.

В фарс превратится и возможный референдум по вопросу предоставления негражданам права участвовать в выборах самоуправлений – и разговоры о нем возникают уже много лет, да и результат его предрешен: из 1 852 000 граждан – две трети латыши, и предложение референдума цинично.

Цинично и то, что отказ в пре- доставлении избирательного права тысячам жителей страны политиканы объясняют… заботой о них. Мол, тогда уж совсем не будет стимулов к натурализации. И невдомек, что такой шаг может существенно изменить отношение неграждан к стране и к власти, которая отчуждена от нетитульных жителей.

На самом же деле правящие боятся утратить власть в самоуправлениях: 73 процента неграждан проживают в семи крупнейших городах Латвии и могут привести в муниципалитеты не ортодоксов из ТБ/ДННЛ или даже из Народной партии, лишив их приличной за- рплаты, права распоряжаться деньгами и торговать различными разрешениями.

Прелестный прохиндей Бендер озорно дурачил всех: дескать, заграница нам поможет. Мы же вполне серьезно и с маниакальным упрямством дурачим себя сами, все надеясь на “дядю” и не желая признать, что ни западная заграница, ни вроде бы родная восточная нам не помогут.

Выход один: натурализоваться, получать гражданские права и избирать в Сейм тех, кто добьется изменения законов без всяких референдумов.


Написать комментарий