Врач: журналисты зря пугают людей страшилками

Пациент, назовем его Улдис, лежит в палате интенсивной терапии, тревожно озираясь по сторонам. На бледном, вспотевшем лице — выражение страха и боли. Говорить с Улдисом очень трудно: несмотря на то что в желудок введен зонд, на него периодически накатывает тошнота. Тем не менее рассказать о своей истории он смог.

Терпел, пока мог

Три дня Улдис пролежал дома с острой болью в животе — терпел как мог, в надежде, что все пройдет само собой. Через три дня боль усилилась до такой степени, что терпеть дальше было невозможно, и Улдис вызвал “скорую помощь”. После того как неотложка доставила его в больницу, диагноз стал ясен — острый аппендицит с возможным разрывом отростка слепой кишки. Во время операции подозрения подтвердились: аппендикс действительно разорвался, в результате чего произошло инфицирование всей брюшной полости кишечными микроорганизмами, а это, в свою очередь, вызвало серьезную интоксикацию, с последствиями которой Улдису придется бороться еще долго — это в лучшем случае.

А когда у Улдиса спросили, зачем же надо было так долго терпеть, он укоризненно ответил: вы что, газеты и Интернет не читаете, телевизор не смотрите? Когда его попросили объяснить, Улдис, переборов тошноту и слабость, с удовольствием рассказал: в газетах и Интернете о врачах пишут жуткие вещи. Говорят, что они выжимают из людей деньги и только и ждут, как бы кого-нибудь разрезать на органы, потом их продать, а остаток — в морг. Разве же хоть один здравомыслящий человек в наше время пойдет к врачу?! И так ведь понятно, что от этого могут быть одни только неприятности. Поэтому Улдис, считая себя разумным человеком, терпел как мог, пока это было возможно.

Замкнутый круг

Несчастье еще и в том, что случай Улдиса — не единичный. Взволнованные коллеги все чаще рассказывают о безнадежно запущенных и даже неизлечимых пациентах, которые буквально на последнем издыхании добираются до больницы, откуда они уже вряд ли смогут выйти самостоятельно. А ведь еще за несколько недель (в случае Улдиса — даже дней) их можно было спасти без особых проблем. Конечно, причины, по которым пациент не получает своевременную помощь, многочисленны и многообразны. В большой степени их порождает беспорядок в самой системе и сложный механизм отношений между пациентом, врачом, самоуправлением и государством. Однако до сих пор очень мало говорят о вреде здоровью, который могут нанести односторонние и тенденциозные материалы в средствах массовой информации. Почитайте только заголовки в Интернете: “В больнице унижают пациентов”, “Из-за халатности врачей погиб человек”, “Врачи забыли в животе тряпку”. Так и формируется мнение Улдиса и десятков тысяч других людей. Как иначе можно объяснить комментарии, которые появляются рядом с этими кричащими заголовками: “Всех врачей согнать в концентрационные лагеря!”, “Дайте мне автомат, я их всех расстреляю!”, “Врачей в тюрьму или на расстрел!”

Конечно, “писатели” эти в массе своей — несчастные люди, которые то ли от болезней, то ли по другим причинам ищут источник всех своих проблем только в окружающих, а выплеснув всю свою злость и ненависть, испытывают облегчение. Но поводом для извержения злости становятся именно статейки с кричащими заголовками, которые всех медиков изображают чудовищами. На эти статьи остро реагируют не только люди с более или менее тяжелыми болезнями, их читают и им ужасаются еще и самые обычные люди. И к врачу они потом отправляются с “правильным” настроем: не дам я этому ограниченному вымогателю обвести себя вокруг пальца, я свои права знаю!

Но если врач видит такое отношение со стороны пациента, он тоже занимает защитную позицию — так и начинается замкнутый круг. В результате теряется уважение и доверие, как со стороны пациента, так и со стороны врача, а без этого полноценное и результативное лечение просто невозможно.

А вначале была статья с кричащим заголовком… Может, и журналист, прежде чем браться за перо, дабы описать какой-нибудь ужас в больнице, намеренно провоцируя агрессивные выкрики про расстрел врачей, выдержит паузу, узнает другие мнения и попробует описать все спокойно. Но это, наверное, слишком большая просьба. Если так, то врачам самим надо браться за то же оружие и сочинять громкие заголовки: “Жизнь Улдиса оказалась под угрозой из-за СМИ”.

Ивар КРАСТИНЬШ
замдиректора Лиепайской больницы, реаниматолог

Телеграф

http://www.novonews.lv/news/2008/02/11/lat_gazety/032766.html


Написать комментарий