Бомжи регистрируют в приюте десятки фирм

Может ли простой бомж стать владельцем двух десятков коммерческих компаний и зарегистрировать все свои предприятия по адресу ночлежки для бездомных в Риге? Не следует торопиться, отвечая на этот вопрос. Здесь нужен нестандартный подход, какой, к примеру, демонстрируют наши законодатели, пишет “Телеграф”.

С их легкой руки в Латвии создана максимально благоприятная почва для всякого рода правонарушений, творящихся под прикрытием фиктивных фирм, — законы наши настолько либеральны, что бомж-бизнесмен из приюта вполне укладывается в их рамки.

Бомжи-многостаночники

“Это очередная дырка в законодательстве, — говорит Телеграфу директор Рижского приюта Дагния Камеровска. — Я уже два года назад интересовалась в Регистре предприятий, как это все можно прекратить, но ничего не изменилось. На наш адрес продолжает приходить различная корреспонденция — из Службы госдоходов, от телекоммуникационных компаний, из банков и кредитных фирм, компаний, занимающихся возвратом долгов, из статистического управления и так далее. Пару раз нас даже пыталась арестовать Экономическая полиция. Это мешает работать”.

Возмущение директора приюта, расположенного на ул. Маскавас, 208, вполне понятно. В здании, где находят себе кров бездомные люди, согласно Регистру предприятий Латвии, располагаются десятки фирм, а их руководителями и членами правления являются те самые бомжи. Некоторые из них прямо многостаночники — на их имя зарегистрировано по двадцать и более компаний. Всем понятно, что это фикция чистейшей воды и что все эти предприятия созданы исключительно под сомнительные, с точки зрения законности, проекты. Неужели это непонятно тем, кто выдает разрешения на такого рода деятельность?

“Каждый регистрирующий фирму своей подписью заверяет, что предоставленные им о себе сведения верны, так что ответственность ложится на самих предпринимателей, — поясняет Телеграфу и.о. главного государственного нотариуса Регистра предприятий Хелмут Яуя. — И у нас нет никаких оснований отказать человеку, если все документы у него в порядке. Что касается приютов, то это довольно честный подход к делу, если лицо, регистрирующее предприятие, указывает место, где его реально можно застать. Как он стал членом правления фирмы — это другой вопрос, и выглядит это, конечно, подозрительно. Но на эти факторы должны обращать внимание контролирующие институции”.

Спасательный круг для мошенников

Так, может, не разрешать бомжам декларироваться по месту временного жительства в приютах? “Без декларации места жительства человек не может получить пенсию, социальную помощь, оформить инвалидность и так далее, так что нельзя это декларирование отменить, — парирует Дагния Камеровска. — Мы декларируем всех, кто у нас живет, и даже тех, кто уже не живет, не снимаем с учета, ведь человек опять все потеряет”.

Получается замкнутый круг, вернее — спасательный для нечистых на руку людей, которым такая законодательная катавасия открывает широкие возможности. Впрочем, Хелмут Яуя не видит здесь большой проблемы: “Если человек захочет скрыться, он скроется, так что в какой-то мере компании с очевидными признаками риска, зарегистрированные, скажем, в приюте, более доступны для контроля, нежели те, которые регистрируются по адресам квартир в жилых районах”.

По словам представителя Регистра предприятий, отказать в регистрации фирмы можно лишь тогда, когда указанный заявителем адрес будет заведомо несуществующим, однако узнать об этом сразу практически невозможно, если только в заявке не значится улица Ленина. “У нас нет базы данных, где были бы все адреса Латвии, поэтому на данный момент очень трудно проверить, существует такой адрес или нет, — сетует и.о. главного государственного нотариуса. — Эту проблему мы хотим решить в ближайшее время в сотрудничестве с Земельной службой, у которой имеются подобные данные”.

Как вычислить и наказать?

Даже если у регистра все сложится с Земельной службой удачно, остроту вопроса фиктивных фирм это вряд ли снимет. Бомжи по-прежнему будут “заседать” в правлениях предприятий, а ночлежки продолжат выгребать из своих почтовых ящиков кучу деловой корреспонденции. Требуется комплексный подход к борьбе с беспределом мошенников.

“Министерство юстиции в этом вопросе занимает такую позицию: для честных людей открыть фирму должно быть максимально просто, а для нечестных — невыгодно, — говорит Хелмут Яуя. — Мошенники должны эффективно вычисляться и наказываться, тогда проблема решится сама собой”. Логично, но кто будет вычислять и наказывать? “В какой-то мере и Регистр предприятий по мере своих возможностей этим занимается, — продолжает чиновник. — У нас есть инструменты привлечения нечестных предпринимателей к административной ответственности и даже ликвидации предприятия. Ну и, конечно, контроль должен осуществляться также со стороны Экономической полиции и других силовых структур”.

Главное в этом деле, по мнению Яуи, не переборщить — если есть какая-то часть людей, использующая регистрацию фирм для мошеннической деятельности, то не стоит из-за них делать процедуру открытия новой компании такой, чтобы она осложняла жизнь честным людям.


http://www.novonews.lv/news/2008/03/12/latvia/034694.html


Написать комментарий