Гатис Кокинс: «Деньги в бюджете есть» 1

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
К этому призывает гость очередной передачи "На троих", которую ведут политтехнолог Андрей Воронцов и главный редактор "Часа" Ксения Загоровская, экономист, один из основателей общественной организации "Другая политика" Гатис Кокинс (на снимке).

До 15 мая еще можно подписаться за то, чтобы пенсии были не ниже прожиточного минимума

За тех, кто слаб

- Сбор подписей за то, чтобы пенсии не были меньше прожиточного минимума, за что ратует ваша организация, идет успешно. Дело движется к референдуму. Тем временем власти бьют тревогу – мол, если всем повысить пенсии, то денег в бюджете не останется…

- Благодарим всех тех, кто поддержал эту идею! Понятно, что ее критикует правящая коалиция. Удивительно, но все время, что продолжается сбор подписей, власти не думали, где найти средства на повышение пенсий, а искали аргументы, чтобы не выполнить требование народа.

Наш ответ однозначный: деньги в бюджете есть! Бюджет этого года пусть и не выполняется, как было запланировано, но все равно доходная его часть больше, чем в прошлом году. Особенно в социальной части.

Нынешний бюджет составляет 5 миллиардов латов, прирост прошлого года – 1,3 миллиарда латов, а на пенсии нужно 400 миллионов. Пенсии выплачиваются из налогов, которые платят работающие в этом году, и эти деньги на следующий год не переходят, а тратятся на другие нужды. В то время как пожилые люди живут впроголодь.

- Куда же власти тратят наши деньги?

- У нас очень быстро растет бюрократия. В стране 16,5 тысячи чиновников, и их количество продолжает расти. У нас на три министерства больше, чем в Эстонии. Предполагается, что в этом году 235 миллионов латов из социального бюджета съест эта машина. Мы против!

- А не абсурд, что с пенсий берут налоги?

- В этом была бы логика, если бы для пенсий, как и для зарплат, был установлен необлагаемый минимум.

- Правильно ли заботиться только о пенсионерах? Ведь в Латвии издевательски маленькие детские пособия…

- Нужно повышать и детские пособия, и пособия для инвалидов на проезд в транспорте. Но ведь с чего-то надо начинать!

- Есть ли у вас решение проблемы жильцов денационализированных домов?

- Литовцы решили ее пять лет назад. Тут снова все упирается в нерасторопность правящей коалиции. Нужно не так уж много денег, чтобы выплатить компенсации жильцам, дать пособия на переезды, предоставить социальное жилье тем, кто не может его купить. Цена вопроса – несколько десятков миллионов латов.

Развивать бизнес

- Мы все время говорим об экономии и перераспределении. А ведь стабильное благополучие дает только рост экономики.

- Большой рост можно получить за счет развития мелких и средних предприятий. И тут важна роль государства. Если оно не вмешивается в развитие бизнеса, то на рынке берут верх монополии. Поэтому цивилизованные капиталистические страны и вводят льготы для мелкого бизнеса.

И еще нужно пересмотреть структуру налогов, не увеличивая в целом налоги. Налоговое бремя на мелкие предприятия в последнее время растет очень быстро, поскольку повышается минимальная зарплата, что ставит под угрозу их существование. Возможно, надо сокращать подоходный налог с человека, но повысить налог на добавленную стоимость и, конечно, ввести налог на прирост капитала.

- А можно ли остановить инфляцию?

- Одна из ее причин в том, что правительство по политическим соображениям оттягивало повышение административно регулируемых цен, это и привело к резкому скачку. Нельзя повышать цены на электричество сразу на 38 процентов, как сделали этой весной. Если бы тарифы были пересмотрены в декабре, то, возможно, хватило бы повышения на 22 процента.

Когда инфляция 3- 4 процента, правительство может заниматься чем угодно, но при инфляции в 16 и не дай бог 20 процентов главной задачей правительства является обеспечение выживания тех слоев населения, которые о себе позаботиться не могут. А у нас инфляция зашкаливает, а правительство делит “Латтелеком” и обсуждает строительство электростанции, что не так актуально сейчас.

И второй момент, на который правительство обратило внимание с опозданием, – прилив огромной денежной массы через скандинавские банки – 4 миллиарда латов! Слактерис и Годманис говорят, что ничего нельзя было сделать, потому что мы на рынке. Но сделать можно.

Это в конце XIX столетия общество четко делилось на капиталистов и пролетариат. Сейчас главная ценность – интеллектуальный капитал, а с ним совершенно иначе. Приходится учить всех, потому что умные люди рождаются и в бедных семьях. Следовательно, рыночная экономика должна сочетаться с социальной ответственностью.

- А в какой стране мира построено общество, которое вы хотели бы построить у нас?

- Премьер Годманис не случайно недавно заговорил об опыте Северных стран, как будто наши документы почитал. Скандинавская модель для нас оптимальна.

- Каким может быть место Латвии в ЕС?

- В Европе заметна тенденция к региональному объединению. Швеция рассматривает регион Балтийского моря как перспективную территорию, которая может развиваться быстрее, чем южные страны.

- Евросоюз уничтожил наше сельское хозяйство. Мы были вынуждены распрощаться с сахарной отраслью…

- Увы, это закономерный процесс. Производительность труда в сельском хозяйстве сильно выросла, меньшее количество народу может произвести больше продукции. Но по сравнению с Германией, например, наша производительность еще невысока. Значит, придется считаться с тем, что людей, работающих на селе, будет еще меньше.

У нас не самое подходящее место для производства сахара – не тот климатический пояс. Мы не можем произвести сахар, чтобы продавать его по мировым ценам. Он у нас дороже.

- Но ведь финны сахар производят. А у них тоже холодно…

- Они тоже будут закрывать свои фабрики. Вопрос только когда. А мы снова оказались впереди паровоза.

- Как известно, “Латвияс газе” требует повышения тарифов на 70 процентов. Независимые экономисты подсчитали, что повышение на 40 процентов приведет к коллапсу. Уже и средний класс перестанет платить за коммунальные услуги. Что тут можно сделать?

- Нужно добиваться конкуренции на рынке энергоснабжения. Неплохой альтернативной может стать сжиженный газ. И еще необходим более тщательный контроль за теми маржами, который монополист создает для себя. Но если увеличение неизбежно, то с ним не надо тянуть. Затягивание приводит к скачкообразному поднятию цен.

Инфляция – проблема всемирная. Она вызвана повышением цен на энергоносители и на продовольствие. Но вот вопрос – почему мы тут в авангарде? Уступим эту честь другим.

Чем вы “другие”?

- Чем отличается “Другая политика” от других политических партий?

- Мы так же, как “Новое время”, против разворовывания средств и проталкивания мегапроектов. Но в отличие от них не собираемся подменять KNAB и прокуратуру. Чтобы предотвратить коррупцию, достаточно провести структурные изменения. Например, в подчинении министерства финансов находится и финансовая полиция, и государственная касса, и СГД, и тут создается масса возможностей для конфликта интересов.

- Вы предлагаете правильные вещи, но рейтинг у вашего общества небольшой. Избиратели из года в год голосуют за партии крупного капитала. Почему?

- Латышский народ, убегая из СССР, стремился уйти как можно дальше от коммунизма, и до сих пор связка “левые – коммунисты – Россия” весьма сильна.

- На какое представительство в Сейме вы рассчитываете?

- Если мы получим меньше 30 депутатов, то и начинать не стоило бы.


Написать комментарий

Старые песни о главном. Старые игроки из националистов не поделили дунюжки. Им показалось мало .Хочется урвать побольше. Красивые слова. Я мыслю -обманут как и все остальные. Тем более русскоязычным людям им доверять нельзя!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Партия явно националистического толка. Нелатышей будут гнобить! Голосовать за них для нас смерти подобно.