Что станет со студентами Латвии к 2013 году

С уменьшением числа студентов и ростом государственного финансирования в 2013 году на дневных программах обучения за бюджетные средства смогут учиться все желающие, заявила в начале учебного года министр образования и науки Татьяна Коке. Однако ее коллега по alma mater, ректор Латвийского университета Марцис Аузиньш придерживается противоположного мнения.

Он считает, что все высшее образование нужно сделать платным. Пока идут дебаты между представителями ЛУ, газета “Телеграф” решила выяснить позицию других авторитетных вузов Латвии.

Министр отметила, что не поддерживает инициативу ректора Латвийского университета Марциса Аузиньша предусмотреть определенный платеж за обучение всех финансируемых государством студентов в виде взноса, который был бы намного меньше, чем нынешняя плата за учебу.

В данный момент на государственные средства в вузах Латвии обучается только четвертая часть студентов. Плата за учебу в основном превышает 1000 латов в год.

Естественный отбор

— Я в курсе этих дебатов, и насколько могу судить, журналисты неправильно поняли ректора ЛУ — в этом вся проблема, — сообщила проректор Даугавпилсского университета Ирена Каминска. — Он говорил не о платном обучении, а о том, чтобы все учились бесплатно, но поскольку у государства на это не хватит денег, то студент будет вносить максимум 200 латов — как бы гарантию за то, что учится. Вот что он имел в виду. А разнесли: все платят. 200 латов на целый учебный год, согласитесь, это не так уж и много. Поэтому сейчас получается: если правильно истолковать то, что говорил Аузиньш, и то, что говорит Коке, — что, в принципе, они говорят одно и то же. Я специально послушала Аузиньша во время дебатов на передаче Kas notiek Latvijā? Он говорил об очень маленьком взносе, как бы студент берет на себя определенные обязательства. А если иметь в виду, что дотированное государством место стоит сегодня примерно 1400 латов, то на этом фоне 200, согласитесь, не очень много за целый учебный год.

В таком случае поступление станет осуществляться исключительно на конкурсной основе. Будет очень четко дотировано количество мест, и если ты на желаемое место не попал, а хочешь учиться в этом году, то ты либо идешь в другой вуз на такую же специальность, либо в этом же вузе, в котором ты хочешь учиться, выбираешь другой факультет. Так, наверно, оно и получится, иначе как государству регулировать количество необходимых специалистов? Поэтому сейчас и выделяется определенное число бюджетных мест. Ведь если все бюджетные места выделять на юристов, то кто же у нас будет лечить людей и чинить канализацию? На данный момент необходимость в специалистах регулирует бюджетные места. Например, в Даугавпилсе и Краславе хватает учителей физики и химии, математики, потому что в этом регионе есть наш университет. А если вы посмотрите распределение учителей в той же Риге или в Курземе, где нет этих специальностей — ни физики, ни химии, ни биологии, — у них нехватка специалистов. Раньше был еще один механизм регулирования — госраспределение, сейчас его нет, и поэтому получается, что в одном регионе может быть избыток специалистов, а в другом их просто нет. В нашем университете почти 2000 бюджетных мест при общем количестве студентов 4300, то есть фактически 50%.

На конкурсной основе

— Вариант, который выдвигает мой коллега Марцис Аузиньш, — это просто один из вариантов реорганизации, и каждый предлагает свой, — заметил ректор Рижского технического университета Ивар Кнетс. — Существующая в настоящее время система очень демократична и корректна: государственную поддержку получают лучшие студенты на тех направлениях, которые нужны государству. Лучшие студенты определяются в результате конкурса, а когда учеба платная, то каждый может, даже если он фактически в средней школе не учился, но у него родители богатые, стать студентом. Хотя в связи с тем, что он учиться не умеет, его так или иначе после первого семестра все равно отчислят. Поэтому очень важно, какой конкурс — чем он выше, тем лучше, так как это означает, что поступят самые лучшие, самые талантливые, и от них действительно будет толк.

За свои деньги студенты в основном учатся в нескольких сферах. Это социальные науки, немножко гуманитарные науки, юристы, экономисты, психологи, политологи, общественные отношения. У нас в стране в настоящее время около 100 000 студентов, которые платят за свое образование, и примерно 80% из них учатся социальным наукам. Ну сколько их нам нужно? Рано или поздно это выльется в безработицу.

Если же никакого конкурса не будет и всем предоставят бюджетные места, то, во-первых, откуда взять столько денег, если образование начнут оплачивать абсолютно всем, кто хочет учиться? Если не будет никаких ограничений ни в одном направлении и будет финансирование, то может возникнуть ситуация, когда все станут актерами или пиар-специалистами, а скажем, медиков, инженеров, специалистов сельского хозяйства, по защите среды, в естественных науках вообще не будет. Потому что там труднее учиться.

А это как раз те направления, которые, как считает государство, в настоящее время надо поддержать. Это естественные науки: биология, физика, математика, инженерные науки, то есть все то, что может создать что-то новое, а не только купить и продать. Далее, это защита среды, медицина, сельское хозяйство.

А если дать свободный выбор, то у нас будет 300 000 юристов. И что мы с ними будем делать?
http://www.novonews.lv/news/2008/09/18/lat_gazety/044856.html


Написать комментарий