Министр пообещал упростить процедуру получения денег ЕС

Если визиты министров в наш город обычно носят ознакомительно-развлекательный характер, то приезд в Даугавпилс на прошлой неделе министра по особым поручениям по управлению финансами Евросоюза Нормунда Брока имел практические цели: услышанное во время встречи с латгальскими предпринимателями он неустанно записывал в свой министерский блокнот и обещал всестороннее содействие.

Министр по особым поручениям приехал в Латгалию как раз накануне встречи с главой правительства Иваром Годманисом, а потому хотел услышать от местных предпринимателей, с какими трудностями в освоении еврофондов они сталкивались и что следовало бы исправить, упростить или просто упразднить за ненадобностью. Все услышанное Нормунд Брок обещал обобщить и передать на рассмотрение правительства. Необходимость такой встречи с представителями бизнес-среды была продиктована фактом констатации секретариатом по управлению финансами ЕС целой череды недоработок в предыдущий период освоения еврофондов, с 2004 по 2006 год. Вплоть до 1 июля этого года были выплачены только 76% от присужденных Латвии на этот временной период европейских денег. План освоения еврофондов на 2007-2013 годы уже есть и осуществляется, но секретариат столкнулся с необходимостью внесения в него некоторых изменений, чтобы в 2014 году не было “мучительно больно” за неосвоенные до конца возможные ресурсы. Ведь не секрет, что после 2013 года Латвия имеет все шансы из страны-получателя превратиться в страну-донора, которая будет помогать развитию экономик новых стран-членов Евросоюза.

К сожалению Нормунда Брока, а также всех латвийских чиновников и предпринимателей, которые столкнулись с разработкой проектов и получением финансирования из фондов ЕС, мы все еще учимся на собственных ошибках. Процесс этот занимает годы, а доступные деньги тем временем протекают рекой мимо нас. Чтобы успеть освоить как можно большую часть из этого потока финансовых средств, Н.Брок предложил на суд латгальских предпринимателей разработки своей институции относительно упрощения процедуры получения евроденег.

ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ТОРГОВЛЯ

Так, например, если в период с 2004 по 2006 годы проект на освоение еврофондов могли рассматривать до 12 месяцев, теперь этот период сокращен до трех. Другое дело, что по опыту Латвийского агентства инвестиций и развития (ЛАИР) и, например, отдельно взятого Даугавпилсского филиала Hipotеku un Zemes banka, руководитель которого Андрей Зелч участвовал в дискуссии с министром в Даугавпилсе, проекты часто подаются на рассмотрение в последнюю неделю отведенного для этого времени, и из-за наплыва бумаг именно в последние дни физически не удается уложиться в отведенный законом срок в три месяца. Последний бум подачи проектов на получение софинансирования из средств структурных фондов в Hipotеku banka пришелся на конец марта.

- Ответственный за рассмотрение этих проектов сотрудник банка до сих пор просто не отвечает на звонки мобильного телефона, потому что именно в последнюю неделю резко подали огромное количество проектов на рассмотрение, – не без иронии поделился обстановкой дел с остальными участниками дискуссии А.Зелч.

Министр также признал, что проекты лучше подавать своевременно, тогда и рассматриваться они будут быстрее, даже в пределах месяца. Правда, подать проект среди первых теперь далеко не значит получить больше шансов на его одобрение. После первого периода освоения еврофондов были разработаны объективные критерии оценки проектов, которые и определяют отныне шансы на жизнеспособность той или иной затеи. Теперь творения предпринимателей оценивают не по скорости подачи, а по существу.

Кроме прочего, если раньше один проект должен был пройти оценку в трех различных институциях, то теперь достаточно одной. Короче говоря, Нормунд Брок обещал ускорение и упрощение процедуры получения денег из еврофондов по всем фронтам.
Важно, что в объявленном ныне режиме экономии госсредств преимущество будет отдаваться тем проектам, которые будут подразумевать наибольшую отдачу, иметь как можно большее самофинансирование и нести по возможности меньшие реализационные риски.

- Сегодня развитие производства, очевидно, будет важнее, чем торговля и услуги. В период с 2007 по 2013 годы запланировано осуществление 330 проектов, направленных на завоевание внешних рынков, что должно позитивно сказаться на нашей экономике, – отметил Н.Брок.

И РАБОТА НАЧИНАЕТСЯ СНАЧАЛА

Тем не менее, пока многие проекты еще только планируются, можно подводить итоги уже осуществленных. Конструктивную и справедливую презентацию на эту тему подготовила Инесе Малнача, руководитель проектов фирмы LatInSoft.

Эта фирма начинала с небольшого проекта на заре освоения еврофондов в Латвии, который касался обучения четырех ее сотрудников в столице. Позже LatInSoft реализовывала более масштабные проекты, как, например, обучение лиц из групп повышенного социального риска азам предпринимательской мысли и работы с компьютером. Среди положительных сторон получения еврофинансирования, по словам И.Малначи, числится доступность информации и, конечно, сама возможность освоения еврофондов, ведь любой предприниматель согласится, что когда дают, надо элементарно брать.

- Среди минусов работы с еврофондами могу назвать то, что слишком многое зависит от ответственной институции. Например, ЛАИР и Латвийский фонд интеграции работают совершенно в разном ключе. И бумаги, которые годились одним, неприемлемы для других, – сокрушалась Инесе Малнача.

Ей вторил и директор Агентства развития Латгальского региона Марис Бозович:

- А если во время осуществления проекта в этой ответственной институции поменяется еще и человек, который осуществлял контроль за проектом, то можно сказать, что вся работа возвращается на нулевой этап.

Большими общепризнанными минусами является и порой слишком детальная отчетность об использовании евроденег. Опыт LatInSoft в этом плане изрядно повеселил собравшихся, но, как говорится, было бы смешно, если б не было так грустно.

- Когда мы работали с ЛАИР, все копии заверялись быстро и просто. Но Фонд интеграции требовал, что каждую (!) копию мы заверяли отдельно, ставя на ней 3 печати и две подписи. На это уходила масса времени и ресурсов, но апогея процесс этого заверения достиг, когда нам пришлось подтверждать издержки на транспорт. Участники нашего проекта ездили к нам на трамвае, и дорога оплачивалась (по этому проекту было 100%-ное финансирование). Все билетики я собрала, наклеила на листы и отправила контролирующей организации. Чуть позже мне их вернули с просьбой скопировать и заверить – все теми же тремя печатями и двумя подписями – каждый билетик! Я понимаю, что надо отчитываться за использованные средства, но я могла бы сделать много полезных вещей за то время, пока мне целыми днями приходилось копировать и заверять трамвайные билетики, – поделилась “занятным” опытом Инесе Малнача.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ – НАТУРЫ ТВОРЧЕСКИЕ

Нормунд Брок заметил, что копирование билетиков – это, конечно, абсурд.

- До конца этого года свое заключение должна дать особая комиссия, которая проводит своеобразный аудит и ставит своей целью подсчитать процент административных издержек в конкретных проектах. Эти издержки только в особенных случаях могут приближаться к отметке в 20%, но если административные траты составляют половину или большую часть стоимости проекта – это нонсенс. Такой проект либо бесполезен по сути, либо надо стремиться к снижению этой статьи расходов, – рассудил министр по особым поручениям.

Своим опытом написания проектов во время дискуссии также поделилась руководитель Ливанского инженерно-технического и инновационного центра Инесе Матисане, супруг которой недавно открыл фирму в сфере лесного хозяйства. Из-за проволочек с рассмотрением проекта фирме пришлось закупать основные средства в весьма сжатые и почти нереальные сроки. К тому же И.Матисане на провокационный вопрос Н.Брока о том, смог бы ее супруг написать проект самолично, без ее опыта и образования, вынуждена была признать, что едва ли.

О сотрудничестве с латвийскими банками при освоении еврофондов рассказала руководитель Даугавпилсского филиала Балтийской международной академии  Светлана Милюс:

- Мы осуществляем проект Центра делового туризма по программе Tempus напрямую через Брюссель. И вот брюссельские институции попросили, чтобы мы предоставили гарантийное письмо от латвийского банка определенного образца. И несмотря на то, что мы все живем в Евросоюзе, для наших банков этот образец был неприемлем. В итоге письмо стоило нам трех месяцев времени и 1500 латов, при том, что, по опыту Брюсселя, оно должно стоить 600-700 евро. А за предоставление нам гарантии банк потребовал, чтобы мы такую же сумму, как стоимость первого этапа проекта, задепозитировали. Не часть денег, а все 100% суммы. Ни один депозитарный процент не покрывает инфляцию. И вот представьте, что значит для предпринимателя выбрать из оборота и “заморозить” порядка 150 тысяч евро.

Нормунд Брок был удивлен таким положением дел и признал необходимость упрощения многих процедур. Банки, по мнению министра, в таком случае могли бы требовать не более 10% суммы в качестве гарантий. Тем не менее он также подчеркнул, что увлекаться с упрощением нельзя:

- Мы могли бы отменить еще многие бюрократические процедуры и строгую детальную отчетность, но, поверьте, тогда наши предприниматели начнут особенно творчески подходить к делу освоения еврофондов и чего только не придумают, чтобы каким-то образом обойти очень важные моменты, – подытожил дискуссию Нормунд Брок.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

25.09.2008 , 16:28

"Сейчас"


Написать комментарий