Продукты «усыхают» на глазах

Купил недавно в супермаркете пачку творога одного известного молочного комбината.

Вроде бы ничего в упаковке не изменилось: тот же красочный логотип, картинка с видом зеленого луга с синей рекой на заднем плане, все сведения о процентном составе белков и углеводов присутствуют, да и срок годности еще не истек. Вот только пачка вроде бы уменьшилась в размере. Чутье не обмануло. Действительно, пачка “похудела” на 20 граммов. Теперь в ней вместо прежних 200–граммов содержится только 180–граммов творога. Зато цена упаковки осталась прежней.

Подобная тактика в последнее время взята на вооружение многими пищевиками. Бутылка весьма популярного алкогольного коктейля “джин с тоником” уменьшилась с 330 до 275 граммов, стаканчик йогурта усох с 400 до 380 граммов, а шоколадные творожные сырки вообще катастрофически уменьшились в размерах. Если некогда их вес составлял стандартные 100 граммов, то теперь производители–конкуренты производят сырки весом в 75 и даже 50 граммов. Однако если сравнить стоимость, то окажется, что хотя вес продукта уменьшился вдвое, цена его отнюдь не уполовинилась. В лучшем случае товар стал дешевле на несколько сантимов.

Таким образом производители пытаются скрыть рост цен на продукты питания. Ведь не секрет, что, несмотря на все заверения правительства, продовольствие у нас продолжает неуклонно дорожать. Отсюда и появляются миниатюрные буханки черного хлеба по цене больших, пачки масла весом в 175 граммов вместо 200 граммов и прочие весовые “новинки” от производителей. Их цена в лучшем случае на несколько сантимов дешевле больших образцов. Этот прием уже давно известен в зарубежных странах и в маркетинге он получил название shrink packaging. Применяется он обычно во времена кризисов, когда в стране царит стабильно высокая инфляция. У нас сейчас именно такая ситуация. Потребитель при выборе товара прежде всего ориентируется на цену и зачастую не обращает внимание на вес продукта, который в таких уменьшенных упаковках обычно скрывается где–то на обратной стороне пачки или полиэтиленовой бутылки или стаканчика. Причем цифры веса или объема пропечатаны маленькими цифрами и их с ходу и не обнаружишь.

Призвать к ответу подобных производителей не получится, закон о защите прав потребителей они не нарушают и в заблуждение покупателей не вводят. В таких случаях, советуют в Латвийском государственном центре защиты прав потребителей, действует обязательное правило, когда на ценнике на витрине указывается наравне со стоимостью одной упаковки товара еще и цена килограмма данной продукции. Что же касается совпадения внешнего вида уменьшенной пачки творога с обычной, стандартной, а также разное количество продукта в одинакового размера таре, то такие действия также нельзя назвать обманом покупателя. В нашей стране нет закона, который бы предписывал производителям, как паковать продукцию.

Наравне с уменьшением веса упаковки производитель часто изменяет технологию, используя более дешевое сырье. Но при этом почему–то название продукта остается прежним. Возьмем те же самые творожные сырки с глазурью. Многие по привычке продолжают их называть шоколадными, хотя в них нет ни грамма шоколада. Обычно используется все то же вездесущее пальмовое масло.

А почему у нас многие сорта водки имеют не 40 градусов крепости, а 38 или даже 36? Ведь профессор Дмитрий Менделеев в своей работе вывел идеальное соотношение этого алкогольного напитка, который должен быть никак не ниже 40 градусов. Но единого стандарта на водку не существует, чем и пользуются производители алкоголя. Выпуская горячительные напитки с меньшим количеством градусов, они экономят на акцизном налоге, который как раз исчисляется из крепости напитка.

Есть еще один прием, про который все знают, но почему–то продолжают попадаться. Редко когда встретишь, чтобы товар стоил круглую сумму, к примеру, 7 латов. Нет, на ценнике всегда обозначена иная стоимость — 6,95 лата. Это правило относится прежде всего к дорогостоящим товарам, например телевизорам. Они никогда не стоят 400 латов, а всегда 399,99 лата. Просто машинально мы всегда обращаем внимание на первые цифры, а уже потом, осмысливая, приходим к правильному решению. Часто люди импульсивно делают покупку, поддавшись первому порыву. Вот это и заставляют нас сделать торговцы.

Шопинг уже давно превратился для подавляющего числа покупателей в тяжелое занятие. Надо подвергать все сомнению, внимательно осматривать каждую упаковку товара и искать скрытые подвохи. Это в особенности касается товаров, которые почему–то стоят дешевле, чем их собратья, выставленные рядом на полке. Почти всегда дешевизна достигается либо за счет уменьшения веса или объема продукта, либо изменения рецептуры, когда дорогостоящие компоненты заменяются на более дешевые худшего качества.

Александр ВАЛЬТЕР.


Написать комментарий