Президент Затлерс: «Нужен диалог»

Гостем передачи "Действующие лица" на Латвийском радио - 4 был президент Латвии Валдис Затлерс. Эта беседа в прямом эфире наделала много шума. В тот же день ее растащили на цитаты. "Час" принимал участие в этой нашумевшей программе. Передачу, как всегда, вела Валентина Артеменко, в ней принимали участие также журналисты Юрис Пайдерс и

Глава государства уверен, что компромиссов достичь легче, чем кажется

“Латышский должен объединять”

Программа “Действующие лица” всегда идет на русском языке. Но президент заявил сразу: он будет отвечать по-латышски, а вопросы можно задавать по-русски. Уже после окончания передачи Валдис Затлерс признал, что волновался, как пройдет билингвальная беседа, и сказал, что доволен ее ходом:

- У нас был настоящий диалог, хоть и на разных языках. Это стало возможным благодаря тому, что мы, все ее участники, свободно владеем и латышским, и русским.

Но интервью в эфире, конечно, началось с обсуждения языкового вопроса.

- Раньше вы давали интервью по-русски… Поясните свою позицию, пожалуйста.

- У каждой страны есть свои символы: флаг, гимн и язык. И согласно Конституции я как президент, представляя государство, говорю на государственном языке.

По мнению президента, латышский язык может стать мощным объединяющим фактором всех жителей страны, поскольку он обеспечивает полноценное участие представителей разных национальностей, граждан и неграждан в политической жизни страны. Уже целое поколение успело родиться и вырасти в независимой стране, и для него знание госязыка нечто само собой разумеющееся.

- Конечно, во время встреч с людьми в Даугавпилсе, Краславе, там, где не все говорят по-латышски, я перехожу на русский. Потому что все мы живем в одной стране.

- А вам не кажется, что ваш отказ давать интервью по-русски, напротив, оттолкнет от власти значительную часть общества?

- Главное – содержание, то, что вы хотите сказать, – уверен Валдис Затлерс.

Страна – одна на всех

- Вы взялись за возрождение совета нацменьшинств при президенте. Как продвигается эта работа?

В ответ президент выразил уверенность в том, что совет станет важным инструментом по налаживанию диалога в обществе. Именно поэтому его создание идет так быстро: уже в январе состоится первое заседание. Не случаен и выбор руководителя, которым стал Ромуальд Ражукс, лидер периода Атмоды, когда единение было не пустым словом.

- Начало, как всегда, будет непростым, поскольку существует множество организаций нацменьшинств, каждая из которых считает себя главной. Но я буду очень терпеливым, – подчеркнул президент.

Считаю очень важным восстановить утраченную обратную связь между человеком и государством. В необходимости этого меня еще раз убедил визит в Ирландию. Там я воочию увидел, как государство заботится о тех, кто в него приехал. Нам тоже важно, чтобы каждый человек в Латвии чувствовал себя хорошо.

Кризис как заклинание

- “Кризис, кризис”… Не слишком ли часто сегодня звучит это слово? Может, запретить употреблять его?

На этот полушутливый вопрос президент ответил серьезно:

- Пожалуй, слишком частое употребление этого слова ведет к депрессии. Надо больше говорить о том, что делается, чтобы найти выход из сложной ситуации. В стране разработан план реформ. И действовать надо решительно – сокращая расходы госаппарата, количество чиновников. Если мы первыми возьмемся за дело, может, мы первые и поднимемся.

- Но есть ли у нас представление о том, что именно надо делать?

- Многое уже сделано. Получен международный заем, гарантированы социальные выплаты. Но надо понять, что деньги просто так никому не дадут. Их можно будет взять в долг, чтобы развивать бизнес.

Президент считает, что нужен совет по контролю за расходованием этих денег. С ним согласны многие эксперты, госконтролер. Речь не идет о том, что эти деньги разворуются, это и так невозможно.

- Но нам сейчас совершенно не хватает общественного форума, в рамках которого происходил бы обмен мнениями. Нужен прямой диалог с государством, – уверен Валдис Затлерс. – Я встречался с представителями туристического бизнеса, прессы, сельскохозяйственниками. Очень часто достичь необходимого компромисса намного проще, чем кажется. Часто для этого нужно только одно – ощущение, что твои интересы учитываются.

- Но обсуждать можно только то, о чем знаешь. У нас же даже некоторые министры узнали о письме четырех своих коллег в МВФ с просьбой выделить Латвии заем. Завесой таинственности было покрыто и дело о банке “Парэкс”.

- Меня это огорчает. Люди имеют право знать, что происходит. Потому-то так важно повысить доверие к плану реформ. Причем сделать это нужно в ближайший месяц, а то будет поздно.

Не искать виноватых

- Как вы относитесь к митингу протеста 13 января?

- Каждый человек имеет право выражать свое мнение. Но требование распустить Сейм не должно быть единственным. Ведь людей куда больше волнуют экономические проблемы. А движение за роспуск Сейма организуют определенные политические силы, преследующие свои цели. Важно, чтобы акции протеста были мирными, чтобы не произошло насилия, что может только усугубить ситуацию.

Что же касается предоставления народу права распускать Сейм, то в конце января у меня будет встреча с политиками по этому вопросу. Похоже, что компромисс тут близок.

Мы поинтересовались, справедливо ли упрекать правительство в том, что происходит.

Президент считает, что в ответе за нынешнюю ситуацию многие правительства. Проблемы накапливались годами, вот и дали о себе знать.

- Сегодня нужно не искать виновных, а действовать, – сказал он.

- Вы сказали, что хотите видеть в правительстве новые лица, какие?

- Я хочу видеть профессионалов. Сейчас говорят лишь о сокращении количества министерств, а это как раз дело простое… Тут важнее другое: чтобы эти министры были смелые, компетентные, чтобы они были в состоянии реформировать свою сферу.

- А есть такие?

- Надо найти!

Беседу в эфире Валдис Затлерс решил закончить на оптимистической ноте.

- А что, собственно, случилось? Наша экономика отброшена назад – на полтора года, не на десятилетия. И жалуемся мы как раз на то, что приветствовали еще год назад. Да, этот год будет трудным. Но у нас есть крыша над головой, мы не голодаем. Но если мы хотим видеть свою страну более богатой, то нужно работать в два раза больше, не требуя дополнительной оплаты.

На что мы не могли не возразить – пока одни затягивают пояса, другие продолжают шиковать, получая огромные зарплаты в советах предприятий. Примером цинизма стало заключение в последний рабочий день года контракта на проектирование концертного зала в Риге на сумму 6 миллионов латов.

Президент не мог с этим не согласиться – такие решения сильно подрывают доверие людей к власти…

О латышах и латвийцах

- В новогоднем поздравлении вы использовали обращение “латыши”, хотя два года назад предпочли другое слово – “латвийцы”… Что изменилось? Откуда такая путаница?

- В своем обращении я процитировал Чаксте (первого президента ЛР. – Прим. авт. ), и обращение “латыши” именно оттуда. Но я считаю, что для проживающих в Латвии русских, украинцев, поляков на первом месте должно быть слово “латвийский” – латвийский русский, латвийский украинец, латвийский поляк…


Написать комментарий