Крестьянин с сошкой, бюрократы с ложкой 1

Животные не в курсе проблем хозяина. Фото автора.
Животные не в курсе проблем хозяина. Фото автора.
По информации руководителя Даугавпилсского консультационного бюро (КБ) по сельскому хозяйству Виктора Калана, согласно нормативным документам Евросоюза (труд в 3500 страниц) владелец крестьянского хозяйства в течение года должен выполнить 176 регул разных требований и норм, касающихся выполнения четырех основных параметров: производить сельхозпродукцию, не вредную для здоровья человека, создавать продукты высокого качества, не засорять окружающую среду и содержать животных в приличных условиях.

Стараниями бюрократии крестьяне Латгалии доведены до ручки

Без бумажки ты букашка…

- Если фермер получает европейские деньги, – говорит Виктор Калан, – то он обязан отчитаться за каждый потраченный лат: евробюрократия требует, чтобы крестьянин записал – сколько сена дал корове, когда покормил скотину. Так, может, и навоз учитывать? Не смейтесь. И на этот счет есть регула. Она определяет количество содержания в почве фосфора и азота. Для сведения: удобрений должно быть не более 170 кг на гектар.

Но все это цветочки, ягодки – впереди.

По информации Виктора Калана, начиная с 2009 года все контролирующие инспекции (их на сегодняшний день уже четыре) получат право составлять протоколы за нарушения, обнаруженные в крестьянских хозяйствах. Нарушителей ждет урезание в земельных платежах.

Иначе как издевательством это не назовешь. Вместо того чтобы поддерживать отечественного производителя и создавать для него приемлемые условия для работы и развития, наши чиновники пихают крестьянину под нос кулак и дерут с него три шкуры. В это же время из Европы в Латвию поставляется низкокачественная сельхозпродукция. Но никто, в том числе упомянутые инспекции, не спрашивает с производителей зарубежной продукции.

Александр и Регина Сизовы, проживающие в Вецсалиенской волости, занимаются выращиванием овец. В хозяйстве около полусотни голов. Сбыта продукции нет, доходов – тоже, субсидии смехотворные: за десять лет получили всего 197 латов, из которых 27 пришлось вернуть в госбюджет. Но больше всего крестьян доняла бюрократия. Они боятся подходить к почтовому ящику, ожидая очередных посланий от столичных и местных чиновников. Стол завален макулатурой, шкаф забит доверху. Над некоторыми бумаженциями мать и сын, забросив стадо, сидят неделями, пытаясь разобраться и понять – что же чиновникам надо. И это при том, что Регина по профессии бухгалтер-экономист, имеет высшее образование.

- Все эти бумаги бесполезны и не несут в себе никакой положительной информации. Лишь трата времени. Когда работать?

Скотина важнее человека?

Те же проблемы у владельца хозяйства Михаила Кусанова, что в усадьбе “Тополи” в поселке Фальтопы Салиенской волости. Супруга Михаила, Аглаида, учительствует в Салиенской средней школе, у нее высшее образование, у Михаила – среднее специальное. Но этого уровня недостаточно, чтобы разобраться во всевозможных требованиях и инструкциях, присылаемых из разных инстанций. Для ведения документации Кусановым приходится нанимать бухгалтера из Даугавпилса и платить ему. А ведь в хозяйстве всего две коровы.

- Я должен записать, сколько дал сена, сколько молока надоил, а если животное заболело, то как и чем лечил. Сколько сена накосил и зерна намолотил. Обязан показать, сколько заработал и сколько денег на моем банковском счету. А может – сколько в шкафу и в кармане?

Получается, что крестьянин должен ходить по хозяйству не с лопатой и вилами, а с журналом учета.

- В то же время бюрократов не интересует, что я ел, как отдыхал, здоров или болен. Выходит, скотина им важнее, чем человек.

Бросил вилы, надел погоны

Во время визита в Салиенскую волость министра земледелия Латвии г-на Розе, по словам Михаила, чиновник ни на один вопрос крестьян не дал четкого и вразумительного ответа. Все вокруг да около: “Вы сами должны думать… Вы организуйте, вы делайте… Это ваши проблемы, это ваши заботы…”

- А он как будто и ни при чем. Мол, моя хата с краю, ничего не знаю.

У Михаила создалось впечатление, что чиновники своими действиями хотят извести крестьян. И это им, похоже, удается. Сын Михаила, Алексей, – энергичный молодой человек, в прошлом владелец крестьянского хозяйства и ветеринар – уважаемый на селе специалист, видя бессмысленность и убыточность крестьянского труда, продал два десятка бычков и подался в пограничники.

Вот цифры: каждый бычок потянул на 120 латов, а затрачено было 170 латов. В итоге на каждом бычке потеряно 50 латов, а всего – около тысячи. Если бы Алексей не приостановил ведение хозяйства, ему пришлось бы продать землю, а может, и дом.

Таких, как Кусанов, готовых на все плюнуть и податься куда глаза глядят, на селе сейчас полно. Но куда пойдешь? Михаил ничего у нынешнего государства и правительства, кроме сахарного диабета и прочих многочисленных хворей, не заработал:

- У меня не руки, а грабли, ноги не гнутся, внутри все болит, а до пенсии еще два года. Терпение людей иссякло. Сколько можно издеваться?

Одно успокаивает Михаила Кусанова:

- Чиновники без нас – ноль. Кто их, дармоедов, содержать будет?

Анатолий КРЫЛОВ, Даугавпилс


Написать комментарий

Загнать этих дармоедов надо в поле и пахать на них. Все развалили, все уничтожили.