«Государство затеяло опасную игру»

Число больных и бедных растет, но врач не может их принять даже в свободное время приема: спущенная сверху квота не позволяет!

Сахарный диабет – самое распространенное и дорогостоящее (в смысле лечения) хроническое заболевание на нашей планете. В развитых странах ЕС на пациента с таким диагнозом расходуется средств на 66 % больше, чем без него. Тем не менее число заболевших стремительно растет.

На сегодняшний день в мире 246 миллионов страдают сахарным диабетом. Прогнозируется, что к 2025 году количество таких людей возрастет до 380 миллионов. В прошлом году в Латвии было зарегистрировано 58 220 больных сахарным диабетом.

Зачастую услышав от врача-эндокринолога диагноз “диабет”, пациент впадает в состояние, близкое к шоку. Кажется, что нормальной жизни пришел конец. Это понятная человеческая реакция, особенно когда со здоровьем все было в порядке, а тут – на тебе! Ощущение собственной уязвимости меняет восприятие жизни. Тем не менее стоит признать, что до недавнего времени уход за латвийскими диабетиками (исходя из соотношения потраченных средств и достигнутых в лечении результатов) признавался одним из самых эффективных в Европе. В общем зачете Латвия числилась на 16-м месте.

В Даугавпилсе работают четыре эндокринолога – один из них детский. Рассказывает врач-эндокринолог с 14-летним стажем  Елена Соколова:

– Сахарный диабет – хроническое заболевание эндокринной системы, способное вызвать поражение сосудов сердца, мозга, конечностей, почек, сетчатки глаз. Основной симптом – повышенное содержание сахара (глюкозы) в крови. Глюкоза – источник энергии для организма. При сахарном диабете клетки поджелудочной железы перестают вырабатывать достаточное количество инсулина или же организм не способен эффективно использовать инсулин. Известно два типа сахарного диабета. Первый – инсулинозависимый. Этой формой диабета, чаще всего имеющей генетическую природу, страдают в основном молодые люди в возрасте до 30 лет. Она развивается, когда поджелудочная железа перестает вырабатывать инсулин. Из-за недостатка инсулина сахар не поступает из крови в клетки. Инсулин нужно вводить извне. Нормальная жизнедеятельность без его достаточного количества невозможна.

Способ лечения один – инсулин. В Даугавпилсе на учете пользователей инсулина состоит около 1200 человек. Второй тип диабета – инсулинонезависимый, диабет пожилых людей. У таких больных инсулин вырабатывается, но образ их жизни и физическая комплекция способствуют повышенному содержанию сахара в крови. При соблюдении диеты и активном образе жизни эти люди могут добиться того, что уровень сахара в крови продолжительное время сохраняется в норме – таким образом удается избежать осложнений, таких как инсульты, инфаркты миокарда, почечная недостаточность, гангрена, слепота. Страшно представить, но каждые 30 секунд в мире проводится ампутация конечностей, пораженных гангреной, возникшей вследствие прогрессирующего диабета. Осложнения могут провоцировать недостаточный уход и отсутствие контроля врачей-специалистов за ходом болезни. Борьба с болезнью должна вестись на государственном уровне и, конечно, она заведомо требует больших средств.

В связи с вышесказанным весьма опасным представляется то, что с 2009 года правительство резко сократило финансирование врачей-специалистов, в частности эндокринологов. Если в 2008 году число пациентов в месяц на одного врача у нас колебалось от 480 до 650, то сейчас квоты таковы: на четырех врачей-эндокринологов приходится 749 пациентов в месяц. Соответственно, на одного эндокринолога – до 200 пациентов в месяц с направлением от семейного врача. За счет государства мы имеем возможность принимать пациентов в 3 раза меньше, чем в прошлом году. С февраля пациентский взнос увеличится до 5 латов. Медицина становится все более недоступной для простых людей. Если человек не попадает в финансируемую государством квоту, несмотря на наличие направления от семейного врача, страховки, оплачивающей пациентский взнос, он должен будет заплатить по полной программе за консультацию специалиста. В настоящее время платная консультация у эндокринолога – 10 латов; вторичная, в течение месяца – больше 5 латов. Но если пациенту необходимо прийти к врачу в следующем месяце, а это зачастую так и бывает, ему опять необходимо готовить 10 латов. Можно предполагать, что в ближайшем будущем стоимость платных консультаций также возрастет.

Моя зарплата с этого года уменьшилась в три раза. Не остается иного выхода, как только работать в основном с теми, кто способен оплатить дорогостоящий прием. С февраля вынужденно будут созданы две очереди – одна с направлением в пределах госквоты, вторая – пациенты за деньги. Государство заключило с врачами-специалистами договор только на первый квартал текущего года. Что будет дальше – неизвестно. Пока даже не утвержден список компенсируемых государством медикаментов. По слухам, в нем тоже ожидаются изменения не в пользу пациентов. Но не мы диктуем эти правила, согласно которым начиная с 13 января работаем бесплатно – квота на январь выполнена.

Считаю, что государство затеяло опасную игру. Количество пациентов, обращающихся к специалистам, будет сокращаться. В то же время у нас в рабочие часы образуется свободное время. Зато число пациентов увеличится у семейных врачей. Вопрос: Какой от этого ожидается эффект? Каким образом можно объяснить ситуацию, когда с одной стороны число больных и бедных увеличивается, а с другой – врач не может их принять даже в свободное время приема: спущенная сверху квота не позволяет! Ситуация ужасающая. Без грядущих жалоб со стороны пациентов не обойтись. Не имея финансовой возможности посетить врача-специалиста, больные люди будут запускать опасные заболевания, заниматься самолечением. Кому и для чего это нужно? Разрушается последнее, что оставалось… Знаю, что по городу за минувшие две недели уже три врача-специалиста отправили свои CV в зарубежные клиники. Эндокринологи пока держатся, – заключила с грустью доктор Соколова.

Пациентский взнос за визит к семейным врачам с февраля не превысит 1 лат, так как эта услуга входит в пакет первичного медицинского обслуживания и должна быть доступна всем. Вот все и начнут склоняться к 1 лату – не 5 и не 10 все-таки. Но медицина – это не торговля, где при наличии большого числа покупателей можно с товара и цену сбросить. Здесь товар – здоровье населения страны. Каждое разумное государство заинтересовано в хорошем самочувствии своего народа.

В Латвии семейные врачи – краеугольный камень медицинского обслуживания. Установленный финансовый порядок таков, что пациент, прежде чем попасть к другим специалистам, должен начать с семейного врача. Какой еще вид предпринимательской деятельности государство поддерживает так, как работу семейных врачей? А раз так, то почему бы не свалить на них большую половину нагрузки врачей-специалистов – пусть лечат. Мы все больше забываем, что сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь – пирожник.

P.S. 19 декабря в Риге открылся первый в странах Балтии центр по трансплантации клеток, который будет действовать в клинической университетской больнице им. П. Страдиня. Таким образом, Латвия становится центром региона в вопросах регенеративной медицины – отрасли, позволяющей заменить многие опасные для жизни операции на лечение больных иным методом, заменяя клетки, переставшие выполнять свою функцию.

Врачи прогнозируют: путем трансплантации клеток латвийские диабетики смогут избавиться от инсулиновой зависимости – для лечения будут использоваться клетки самого пациента (например, специальным образом “очищенные” клетки костного мозга), а не доноров. Поэтому проблем с отторжением клеток организмом не возникнет.

Стволовые клетки – единственные из всех многочисленных видов клеток человеческого организма, обладающие уникальной способностью к самообновлению и превращению в другие клетки… Центр пока работает в экспериментальном режиме. В будущем, по завершении всех испытаний, число операций существенно возрастет.

В создание центра инвестировано около 1,38 млн. латов. Нужен ли Латвии столь дорогостоящий проект в условиях объявленного правительством режима экономии и прямо сформулированной рекомендацией МВФ – не вкладывать в медицинские технологии, которые по карману только богатым странам? Руководитель центра Якобсонс считает, что это инвестиции в наше будущее. Новые технологии способны сократить число инвалидов, улучшить качество и увеличить продолжительность жизни. С его же слов, центр позволит создавать препарат, готовый для трансплантации, то есть продукт, обладающий высокой добавленной стоимостью. “Зарубежные компании предлагают клеточные препараты, где одна капсула стоит 10 тыс. евро. Зачем нам их покупать, когда мы можем производить их сами? Добавьте к этому, что операции по трансплантации в Германии стоят 60 тыс. евро, а Швейцарии – 80 тыс. евро”, – отметил Якобсонс.

Чтобы начать проводить платные операции, центру необходима серия клинических испытаний, которые потребуют значительного финансирования из госбюджета. Пока неизвестно, будет ли господдержка, но на 2009 год центром уже запланированы десятки операций.
В пору бы возрадоваться столь великим замыслам. Только не совсем понятно, для какого контингента открылся этот суперсовременный центр? Известно, что стоимость операции по пересадке стволовых клеток, которые в том числе используются и для омоложения, колеблется от нескольких тысяч до десятков тысяч и более долларов. Государство в кризисном угаре решает поднять пациентские взносы к специалистам, способным определить тот же сахарный диабет на ранней стадии. Нищающее население не знает, где брать деньги даже на такие приемы. Зато правительство находит средства на очередной феерический проект, призванный удивить матушку Европу. Ну, Европу-то этим вряд-ли удивишь, а вот своих граждан с негражданами Латвия давно по миру пускает в прямом и переносном смысле…

Жанна ЧАЙКИНА

22.01.2009 , 19:22

"Сейчас"


Написать комментарий